Волонтеры рассказали, кого отправляют за картошкой, что делать, если нет нужной сметаны, и как учатся у своих подопечных вправлять вывихи.
Пандемия показала, какая работа действительно важна. Герои дня, безусловно, медики. Но и на плечи волонтеров легли многие заботы. Они приносят продукты, лекарства, помогают по хозяйству тем, кто находится на самоизоляции. О том, как встречают добровольцев, говорим со студенткой Бийского медицинского колледжа Ириной КНЯЗЕВОЙ, координатором местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики».
Чуть-чуть не доросли до добрых дел
- – Ирина, во-первых, как давно на Алтае появились волонтеры-медики?
– В Алтайском крае наше движение появилось в сентябре 2019 года. Первоначально штаб открылся в Барнауле, на базе медуниверситета. А позже по приказу министра здравоохранения стали открываться местные отделения.
- – Получается, как раз накануне пандемии.
– Да, в качестве волонтеров мы отработали первый семестр, занимаясь другими направлениями: популяризацией донорства, работали со школьниками – рассказывали им об обучении в медицинских колледжах и вузах, о профессии, много внимания уделяли профилактике социально значимых заболеваний – туберкулеза, рака и прочих.
- – В пандемию, когда добавилась работа с самоизолировавшимися, костяк отряда остался прежним?
– Наше отделение открылось на базе медицинского колледжа. Когда началась пандемия и нужны были активные волонтеры, которые возьмут на себя часть работы, мы столкнулись с тем, что многие наши ребята не могли быть задействованы, как бы того ни хотели. Дело в том, что на такую работу могли выходить только совершеннолетние. Но у нас колледж, то есть среди студентов много тех, кому еще не исполнилось 18 лет. Это обстоятельство, конечно, затруднило работу в период пандемии, и значительная часть отряда была не задействована, разве что могли заниматься организационными вопросами, например принимать заявки. А вот приходить на вызовы, работать, так сказать, «на передовой», могли только шесть-семь человек из нашего отряда.
- – Во всех муниципалитетах столкнулись с такой проблемой?
– В Барнауле это проявилось в меньшей степени. Там волонтеры чуть постарше возрастом, потому что отделение открыто на базе университета. К тому же там в целом больше людей, и можно было больше сил приложить к акциям.
Вперед, за правильной сметаной
- – Чем вообще вы занимаетесь?
– Мы закупаем и приносим на дом продукты, лекарства, при необходимости – выносим мусор. Работаем с людьми, которым больше 65 лет, то есть с теми, кто должен соблюдать самоизоляцию.
- – Давайте поговорим подробнее о самих акциях: покупки, вынос мусора. Как выглядела эта схема взаимодействия?
– Изначально мы принимали заявки, которые поступали через федеральный центр. Они приходили в Алтайский государственный медицинский университет. Там первично обрабатывались и направлялись на места. Сюда передавали данные о том, что нужно сделать и с кем мы будем работать, то есть информацию о заявителе: фамилия, имя, отчество, адрес, телефон. Начиналось все в штабе. Прежде чем допустить к работе, нас проверяли – нет ли температуры и прочее, обязательно обрабатывали руки и брали с собой средства защиты – маски, антисептики и перчатки. Затем нам передавали заявки. Мы прямо из штаба звонили заявителям, говорили, что придем минут через 15–20, ведь мы работали с пожилыми людьми, многим из которых нужно было время, чтобы подойти к калитке, потому что много звонков было от жителей частного сектора. Им нужно было также заранее подготовить деньги и список продуктов.
- – Тут хотелось бы сразу уточнить. Когда приходят незнакомцы и берут у пожилых людей деньги, это всегда внушает беспокойство. За мошенников вас не принимали?
– Лично я с таким не сталкивалась, но когда мы проходили инструктаж – первичное обучение, нам объясняли, что такие ситуации могут возникнуть. Для избежания таких случаев у каждого волонтера есть именной бейдж, и если у заявителя возникали какие-то сомнения, он может позвонить на телефон центра, по которому делал заявку, и уточнить, кто должен к нему прийти. Оператор по базе пробивал эти данные и сообщал заявителю, что перед ним, например, Ира Князева, а не человек с улицы, и она – ваш волонтер.
- – Понятно. После этого берете список покупок и деньги?
– Не просто список. Мы по каждому пункту уточняем. Скажем, нужно купить молоко, сметану, хлеб. Какими должны быть молоко и сметана – какой марки, какой жирности, в таре какого объема? Какой хлеб – черный, белый, отрубной, какого производителя? Приходим в магазин, а там сегодня нет этого товара. Звоним заявителю, говорим, какие есть аналоги, например, сметана не «Белый замок», а «Буренка», не 15 процентов жирности, а 20.
- – Ходили в близлежащие магазины?
– Если человеку это было не принципиально, то да. Но бывало так, что люди просили купить что-то в конкретном магазине, потому что, скажем, хлеб там вкуснее. Шли туда.
- – Большие сумки набирались?
– Да, порой бывало тяжело. Но мы заранее сортировали заявки. Например, видим, заказ небольшой – хлеб, масло. На такую заявку отправляем девчонок. Если просят купить пару кило картошки, лука и капусты, а пожилые люди привыкли покупать большими объемами, звали на помощь парней. Но вне зависимости от заявки волонтеры всегда работали в паре.
- – Транспорт был?
– Первое время не было, передвигались только на ногах. Так продолжалось недели две. Это время мы распределяли волонтеров поближе к дому, чтобы брали заявки из своих районов. Потом к нам подключилась администрация, нам выделили автомобиль, и тем, кто подолгу работал, даже организовали горячее питание.
А что нужно вашим соседям?
- – Как к вам относились бабушки-дедушки, которым вы помогали? Как к тимуровцам?
– Очень тепло относились. То и дело предлагали шоколадки, пытались нам компенсировать проезд. Мы деликатно отказывались, поясняли, что работаем на добровольных началах, а всем необходимым нас обеспечивает штаб. Но мы с ними связывались со своих телефонов, у многих оставались наши номера, так что потом кто-то обращался к нам и по другим вопросам. Например, нажал что-то на телефоне, а как отключить не знает. Мы помогали советом, как могли. А бывало так, что человек оказывался в какой-то сложной ситуации, а помочь некому. В таких случаях мы сообщали об этом в управление соцзащиты, передавали заявку им.
- – Вы помогали только тем, о ком некому позаботиться?
– Был такой критерий. Но бывало и такое, что звонили люди, у которых родственники есть в Бийске, но они не хотели просить их сходить в тот же магазин. А у бабушки под боком сидит взрослый внук, также дистанционно учится, как и мы. Есть работающая дочь – тут же, в Бийске. Но сходить за покупками она просит нас, чтобы не отвлекать родственников. Это не очень красиво, потому что нас, волонтеров, не так много и в этом время мы могли бы помочь тем, кто действительноодинок.
- – Наверняка было много и приятных знакомств?
– Конечно. Одна из заявительниц, к которой мы приезжали, около 40 лет отработала на скорой помощи. Мы принесли ей покупки, разговорились – так и познакомились. Было интересно ее послушать – о профессии, о здравоохранении в советское время. Она даже научила нас правильно вправлять вывих плеча. В целом нас хорошо встречали. Многие приглашали, как пандемия закончится, приходить на чай.
- – Как-то поменялось мировоззрение после такого опыта работы? Хотелось бы на что-то обратить внимание других, что ускользает от внимания?
– Да. У нас много пожилых людей, которым непросто лишний раз выйти из дома, проживают в частном секторе или на высоком этаже. И им поход в магазин действительно дается нелегко. В таких случаях понимаешь, что таким людям нужно внимание соседей. Совсем не сложно зайти и поинтересоваться у бабушки или дедушки, не нужно ли им чего, когда сами идете за покупками. Вас это не сильно обременит, но вы вот так просто можете сделать доброе дело.
Телефон федерального кол-центра
8-800-200-3411