Мало того, что не все произведения, заданные на лето можно найти даже в интернете, так еще и возрастной ценз часто не совпадает.
Комитет Государственной Думы по культуре внес поправки в законопроект о возрастной маркировке на произведения литературы, кинематографии и искусства. Известные в народе, как «закон о цензуре», возрастные ограничения были введены в 2012 году. Тысячи библиотекарей по всей стране и в Бийске, в частности, были брошены на определение ценза и расклейку маркетов на книги, изданные до 12-го года.
- Нам еще повезло, что цензу не подлежит вся русская и зарубежная классика, – вспоминает директор Центральной библиотечной системы Бийска Наталья Казанцева. – Представьте, у нас более шестисот тысяч книг! И маркировать пришлось почти 50 % фондов. Огромная работа была проделана. Но, отмечу, что закон настолько не продуман, что до сих пор проблемы создает.
А проблемы возникают, как это ни странно, с издателями. Например, серия книг для девочек-подростков. В детской библиотеке говорят, что она была нарасхват и в списке литературы числится под графой «для детей среднего возраста», что вполне логично позволяет установить на книге маркер 12+.
Но приходит новая книга из этой же серии, и она уже маркирована как 16+. Так решил издатель, а библиотекарь, согласно закону, изменить ценз не имеет права, и отправляется книга для «среднего возраста» в другую библиотеку – взрослую.
- Издатели порой откровенно перестраховываются. Наверное, им так проще и надежнее, – делится мнением Наталья Казанцева. – В итоге и мы вынуждены книги тасовать из библиотеки в библиотеку, что и читателям крайне неудобно. Очень надеемся, что изменения в законопроект все-таки примут.
Неразбериха с возрастным делением отражается и в работе с выдачей книг, список которых школьники получают для летнего чтения. Еще один пример. «Робинзона Крузо» когда-то изучали в 7-8-х классах, теперь он рекомендован для учащихся 3-4-х классов. Книга, безусловно, увлекательная, но не каждый десятилетний ребенок адекватно воспримет описание жертвоприношений.
Опять же библиотекари вынуждены изыскивать возможности выдать книгу в сокращенном издании. Вряд ли кто-то из детей в будущем вернется к ее прочтению в авторском варианте.
При этом, бийские библиотекари уверены, разумная возрастная цензура необходима. И опытный специалист может самостоятельно определить этот самый порог.
- Бывают ведь и такие случаи, когда 13-летние читательницы приходят и просят выдать им книгу «Пятьдесят оттенков серого», - рассказывает ведущий библиотекарь Светлана Шмакова. – Просто сказать им, что недоросли, неверно с точки зрения психологии. Они ведь найдут ее в другом месте и все равно прочитают, но не факт, что верно поймут книгу. Мы же таким читателям говорим, что книга сейчас на руках, свободных экземпляров нет. Уходят довольные, и будут ждать, а там глядишь и подрастут. Официальные запреты работают в обратную сторону. К тому же, сейчас в интернете можно найти и прочитать все что угодно. Культуру чтения одной только цензурой не воспитаешь.
Впрочем, если родители уверены, что их ребенок морально готов к более серьезной литературе, чем книга сказок, они могут прийти в библиотеку вместе с ним. В этом случае заветная книга на руки выдается.
Пока новым законопроектом предлагается упразднить на произведениях литературы, кинематографии и искусства промежуточную маркировку 0+, 6+, 12+, 16+, но сохранить строгое запретительное отсечение 18+. Но, надо понимать, что на его принятие потребуется время.
Тут вот (немного стыдно) как раз тот случай, что " не смотрел, но осуждаю". По краткому содержанию - что-то вроде сопливой романтической чухни, подогретой БДСМ, дабы сыграть на эмоциях школоты пубертатного периода. По краткому содержанию - в газенваген подобную ерунду. Цензурировать. Потому что уж лучше откровенная порнуха, чем подобная романтизированная мерзость. Хотя бы романтизации не будет подобной хрени.