«БР» подводит итоги года и предлагает вам еще раз перечитать самые популярные материалы и публикации 2019-го.
В рубрике «Лучшее за год» в течение январских каникул мы будем повторять самые популярные, самые читабельные и самые скандальные материалы года, которые набрали самое большое количество просмотров и комментариев. Предлагаем вспомнить уходящий год вместе!
Один из популярных материалов октября 2019-го – «Нам не дают работать: персонал бозовского роддома о его закрытии». Материал набрал 7803 просмотра и 44 комментария. 2019-й останется в памяти как год, когда особенно остро для Бийска встал вопрос состояния медицинских учреждений, нехватки кадров, Оптимизация в здравоохранении в наукограде дошла до критической точки. Закрытие роддома № 2 – лишь одна из многих проблем бийской медицины.
Уже три месяца в Бийске не работает роддом городской больницы № 2.
Слухи о причинах закрытия бозовского роддома то и дело появляются в городе. До сих пор непонятно, будут ли здесь снова принимать женщин, не решена и судьба персонала. Пытаясь найти ответы на эти вопросы, еще 30 августа наша редакция направила официальный запрос в Министерство здравоохранения Алтайского края, однако комментариев так и не последовало. В связи с этим, мы сами попытались разобраться в сложившейся ситуации и понять причины происходящего.
Общаться с нами персонал роддома согласился только на условиях анонимности. Медики говорят – им сразу сказали, чтобы они сидели молча, не обращались в СМИ и не поднимали шума, якобы все должно решиться цивилизовано. Однако никакого решения до сих пор нет. Сегодня в родильном доме ежедневно дежурит одна из четырех смен. Врачи, акушерки и младший медперсонал исправно приходят сюда, надевают халаты, занимают свои рабочие места, но ни одной роженицы принять не могут.
- Я, как специалист, чувствую себя никчемным, теряю самоуважение, потому что не могу оказать помощь, – говорит нам один из сотрудников. - Работаю в медицинском учреждении, есть медицинское образование, опыт, а мне сказано, что женщин принимать я не могу.
Желание персонала работать совпадает и с желанием рожениц стать пациентками учреждения. Женщины звонят в роддом, приезжают сюда сами и по скорой помощи, но медики не могут принять их - машины разворачивают и отправляют в ЦГБ. Прямо при нас к дверям приемного покоя подъехала скорая. Женщину со схватками с интервалом в 15 минут завели в приемный покой. Врач провел осмотр, сделал заключение, что транспортировать можно и, с сожалением, отправил ее в ЦГБ.
- Руководством больницы № 2, к которой мы относимся, в устной форме было сказано: женщин, которые будут к нам обращаться в роддом, не принимать, осматривать и по профилю отправлять дальше, - поясняют медики. - Рожать оставляем только тех, кто уже не может ехать, если времени совсем нет.
Причина, по словам медиков в том, что для работы в роддоме нет анестезиологов. Раньше специалисты этого профиля приходили сюда на дежурство из городской больницы № 2, но теперь они якобы отказались из-за большой нагрузки. Без анестезиолога учреждение работать не может, это понимают все: в случаях патологий, кровотечения, будет затянуто время и неквалифицированно оказана помощь. Понимают это, похоже, и те, кому будто бы выгодно закрыть отремонтированное, укомплектованное оборудованием и штатом медучереждение.
- Анестезиологи из других больниц хотят брать дежурства у нас, люди приходили, готовы были устроиться, но никто им этого сделать не дал, - поясняет персонал. - Нам просто не дают работать. На наш взгляд, просто есть цель – ликвидировать учреждение.
Причин для этого много, считают специалисты. Например, возможное желание руководства перинатального центра ЦГБ получить как можно больше родовых сертификатов, то есть денег. Медики предполагают, что в Бийске создана целая коалиция, женские консультации сотрудничают с центральным роддомом, направляя и убеждая женщин ехать туда. Кроме того, специалисты считают, что большое влияние на сложившуюся ситуацию оказало открытие краевого клинического перинатального центра «Дар» в Барнауле.
- Там, насколько нам известно, должно быть определенное количество принятых родов, вплоть до нескольких тысяч, - говорят сотрудники роддома № 2. - Но это ведь не штамповка, не клонирование, женщин может быть больше или меньше. Они забрали у нас все. Уже давно есть информация о том, что якобы идет фальсификация по группам риска. К нам приезжает женщина, мы изучаем ее карту, и понимаем, что поставленный ей диагноз часто просто высосан из пальца. Чуть только у беременной повышается сахар, ей сразу выставляют сахарный диабет, который совершенно не оправдан. По приказу мы не имеем права принимать пациенток с таким диагнозом. Все работают на «Дар». Притом, что наши роженицы даже не прикреплены к «Дару», большинство из них едет в перинатальный клинический центр Барнаула.
При этом медики отмечают, что со статистикой краевых центров они ознакомиться не могут. То есть, понять, решил ли что-то «Дар», стало ли лучше, невозможно.
Так же врачи считают, что если в Бийске останется только один роддом, у города появятся дополнительные проблемы.
- Роддом ЦГБ работает уже шесть лет, - говорят медики, - за это время он не ремонтировался. И как его будут ремонтировать, если он останется один? Скорее всего, сейчас там проводят поэтапную помывку: то есть, грубо говоря, сегодня вымыли зал, а завтра кухню, но от этого инфекция, на наш взгляд, не перестает разноситься. При этом наш роддом стоит чистый, вымытый и... пустой. Сюда можно было перевести весь процесс и наводить порядок в роддоме ЦГБ, как было раньше, однако этого не происходит.
Сегодня весь персонал бозовского роддома находится в подвешенном состоянии, их судьбы, видимо, никого не волнуют. Со слов медиков, 28 августа администрация больницы, после поездки в краевой Минздрав, где все должно было решиться, объявила медикам, что роддом в силу сложившейся ситуации не может работать на втором уровне и его будут закрывать. При этом специалисты говорят, что никакого письменного приказа не было, все сказано лишь на словах.
- Нам ничего не поясняют, - говорят медработники. - Ответ один: «Вопрос решается. Ждите». С того момента, как нас закрыли - 12 июля, все это тянется, и не изменилось вообще ничего. Информации - ноль – вакуум... Это порождает всякие слухи и небылицы. Получается, что роддом функционирует, люди ходят на работу, получают зарплату и все это без единой пациентки, и всех это, похоже, устраивает. Главврача, видимо, ничего не беспокоит, в крае об этой ситуации знают и молчат. Все-таки нужно давать людям информацию, пусть она будет и тяжелой.
Многие сотрудники работают в этом роддоме больше 10 лет. Есть и те, кто трудится здесь по 30 лет. Медики признаются, что для них эта ситуация очень обидна.
- Сейчас в роддоме работает около 50 акушерок с высшими и первыми категориями, которые по своей специальности работу найти не смогут, - говорит персонал, - такое количество акушерок городу не нужно. В ЦГБ взяли только троих, для остальных мест нет. Мы ходили на собеседования, пытались найти другую работу, но для этого нужно переучиваться. А переучившись в 50 лет на медсестру, акушерка полностью теряет свою квалификационную категорию, и работает как начинающий сотрудник с МРОТа.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили исполняющую обязанности главного врача городской больницы № 2 Светлану Сбитневу, но давать комментарии она отказалась.
- Участвовать в интервью я могу только с согласования Министерства здравоохранения, - пояснила Светлана Вячеславовна. - Закроют ли роддом, не знаю, такие вещи я не решаю. Мы с работниками роддома поддерживаем ежедневный контакт. Все вопросы находятся в процессе решения.
Итак, получается, что затянувшаяся пауза в решении проблемы устраивает всех. Разбираться в сложившейся ситуации, по всей видимости, не спешит ни главный врач, ни краевое руководство. Теперь, когда, возможно, главная цель оптимизации – приостановка работы роддома осуществлена, и роженицы поступают туда, куда нужно, никого уже, по всей видимости, не волнует то, к чему это приведет, и уж тем более не беспокоят судьбы коллег, отдавших много лет своей профессии.