На церемонии закрытия Года театра главному режиссеру Бийского драматического театра присвоено звание «Заслуженный артист Алтайского края».
Вместе с окончанием 2019 года, завершается и Год театра. Именно этому виду искусства в Российской Федерации были посвящены уходящие 12 месяцев. Для Бийского драматического тетра этот год был богатым на события. Его финал тоже стал значимым для работников БДТ.
На церемонии закрытия Года театра, губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства была удостоена актриса БДТ Анастасия Осинцева. В числе первых новое почетное звание «Заслуженный артист Алтайского края» присвоено главному режиссеру БДТ Михаилу Вороновскому. Корреспондент «БР» встретился с Михаилом Михайловичем и поговорил с ним о работе театра, профессии режиссера и итогах уходящего года.
- В детстве я никогда не думал о том, что буду работать в театре. Если бы мне тогда сказали об этом, точно бы не поверил. Абсолютно никогда не хотел этого, просто так получилось. Театр открылся для меня широким спектром. За все время работы здесь я успел побывать и в роли артиста, и в роли заведующего музыкальной частью, и в монтировке. Наверное, единственное место, куда я не залезал, был свет. Театр многогранен, поэтому узнать его хочется со всех сторон. И чем больше работаешь, тем больше тебе нужно знать это дело, чтобы развиваться.
- Наверное, то же самое, что и у всех – заставлять себя. Вот сейчас, например, разгар новогодней компании и я представляю, что когда все люди пойдут на каникулы, мои будут тут давать по четыре сказки в день. Приходится преодолевать себя. Иногда даже в работе над ролью приходится это делать. Не всегда бывает так, что роль тебя захватывает. И приходится заставлять себя, заинтересовывать. Ведь это такая же работа.
- Это самая важная часть. Какую бы декорацию я не поставил, какие бы костюмы не сшили, играют-то актеры. Кроме того, в постановке очень важен ансамбль, а не единицы, и в каждом спектакле этот ансамбль звучит по-разному. Здесь нет критерия – кто лучше, а кто хуже. Также состав труппы играет решающую роль в выборе репертуара. Как раньше говорили: «Пьеса легла на труппу». Вот мне, например, нравится пьеса Шекспира «Буря», а там 12 мужских ролей и куда я со своими восьмью актерами? Это всегда приходится учитывать.
- Бийская труппа маленькая, этим она особенна. И сами понимаете – отношения в маленьком коллективе совершенно иные, чем в большом театре. У нас в труппе есть люди, которые работают по 30-40 лет. Вокруг них и формируется коллектив. Конечно, бийская труппа никогда не была большой, но сейчас нас меньше 25 человек. Очень не хватает мужчин-артистов.
- В основном, из Алтайского института культуры. Больше половины наших актеров закончили его. Я и сам его закончил, знаю там всех педагогов, знаком с этой школой. Поэтому понимаю, как они работают, и они понимают, что нам нужно. Трое ребят к нам приехали из Казахстана, есть приехавшие из Перми, но основной костяк – жители края.
- Абсолютно нет. Понятно, что это важно при трудоустройстве, по бухгалтерии, по документам, но при работе это совсем не имеет значения. Здесь нужно просто понять, в чем состоит актерское ремесло, а это может произойти и просто по щелчку, такое бывает. Вопрос только как с этим человек справляется дальше, а это уже другая история. Но на сцене, когда я режиссер, ты артист – мне абсолютно не важно, кто и что закончил.
- Нет, я не хочу, чтобы они у меня были марионетками. Конечно, соавтор и во многом даже автор больше, чем я сам. Театр основан на живом энергообмене: режиссер взаимодействует с артистом, потом артист взаимодействует с залом. Зритель, кстати, тоже соавтор: если он не будет смотреть, тогда зачем это показывать.
- Важны все мнения, но дело в том, что окончательное решение все равно принимать мне. Конечно, интересно, как другой человек смотри на ту или иную вещь. У каждого свой взгляд: вы можете увидеть то, чего не отметил я. И тут мне скорее важно именно виденье зрителя, а вот понравилось или не понравилось это уже второстепенно.
- Каждая работа, взрослый ли, детский ли спектакль, особенна. На каждом спектакле ты подходишь, к каким-то своим неразрешимым вопросам, которые встречаются раз за разом. Мне очень нравятся французские комедии от классики до современности. Обожаю англичан, Оскара Уайльда в частности. Про Шекспира я вообще молчу, пока это недосягаемый рубеж. А хотелось бы, и я знаю, что труппе было бы полезно поработать с таким материалом.
- Думаю, что сам выбор того или иного спектакля, наверное, не так важен. С нашим зрителем надо думать скорее о том, как подать материал, чтобы зритель его принял. Я работаю в этом театре более 20 лет, поэтому мы со зрителями уже друг друга знаем. И мне кажется, я чувствую нашего зрителя, поэтому стараюсь уже подстраивать работу под него. Интересно наблюдать за зрителем, когда случается, что к нам на гастроли приезжает другой театр. Потому что наш зритель очень доброжелательный, но довольно искушенный. Если это качественная постановка ее всегда примут, но недоработки тоже чувствуют.
- Вот этот вопрос не по моей части. Это, наверное, лучше узнавать в кассе. Для меня, когда я работаю на сцене, абсолютно не важно кто сидит в зале - депутат или разносчик пиццы. Все они пришли в театр, и смотрят спектакль вместе.
- Год театра прошел продуктивно и разнообразно. Спектакли у нас поставили два приезжих режиссера. Работала лаборатория Театра Наций, это для нас очень значимо. Мы поучаствовали в фестивали «Арт-миграция»: бийский театр показывается в Москве, это важное событие. Там местная публика приняла нас хорошо, а это значит, что мы театр живой. Я и не сомневался, но такой прием еще раз подтверждает это. Кроме того, наш театр ездил на гастроли по районам края на грант губернатора. Мы приняли участие в обменных гастролях с Прокопьевском. Если в этом списке я что-то упустил, то это не удивительно. Год театра был очень насыщенным!
Ну он же Гений, что вы хотите от Гения? Слишком многого требуете однако)))
Клевый
В "Женитьбе Фигаро" даме на юбку не хватило? Или очередное собственное видение классики, блин?