Сведений о том, что и как в Бийске происходило вплоть до начала войны – очень обрывочные.
Газетные заголовки все больше звучат как приказы, обвинения и призывы. Все больше пишется не об успехах, а о недостатках.
Год 1933-й
«В ночь с 8 на 9 января пущена махорочная фабрика. Ударники махорочной выполнили свое обещание – ликвидировали последствия аварии к IX городской конференции. Первая смена Малкина по крошильному цеху выполнила задание на 166,8%, по вальцево-сушильно-разработанному – на 90,4%. По набойному цеху смена Глазыриной дала 89 ящиков. Задание смена Глазыриной выполнила на 84%. Невыполнение заданий этой сменой объяснялось простоем в 3 часа, так как после аварии не были ликвидированы некоторые производственные неполадки. Ударники махорочной дают обещание взять после аварии большевистские темпы, какими они работали в декабре» («Звезда Алтая» - «БР», 1933 год).
В январе в городе было организовано автопредприятие «Совавто-Бийск». Первоначально это была первая авторота, а с 1952 года она стала называться «Алтайвнештранс», с 1968 года – «Совавто-Бийск».
«Местком Союзтранса на постройку подводной лодки «Воинствующий Безбожник» отчисляет 60 рублей и вызывает месткомы автотранспортных мастерских Союзтранса, мясокомбината и др. Члены объединеного месткома отчисляют 1% зарплаты и вызывают всех рабочих и служащих Союзтранса. В ответ на поповскую Пасху рабочие горобоза Союзтранса вступили в ОСО в количестве 35 человек». («БР», 1933 год)
«Механлит во второй половине июня начал изготовление из лома предметов ширпотреба: ухваты, сковородки, части сельскохозяйственных машин. В данное время подготавливается изготовление утюгов. 27 июня механлит на базаре открыл свой ларек для торговли предметами ширпотреба. Нужно отметить, что к изготовлению их завод подошел несерьёзно. Из-за отсутствия серьезного отношения ларек торговал всего один день и до 1 июля торговли не было. Сейчас ларек вновь начал торговлю колесами для тачек, втулками и прочими предметами. Продавец ларька заявил, что имеется большой спрос на сковородки, утюги, которые уже изготовлены заводом, но не переброшены в ларек только потому, что нет свободной лошади» («БР», 1933 год)
Год 1934-й
В Бийске закончено строительство первой очереди ЦЭС (центральной электростанции – оно было начато в 1930 году). Установлен и дал энергию первый турбогенератор в 3 тысячи киловатт.
В ноябре этого года было закончено строительство Чуйского тракта.
- Задание партии и правительства выполнено досрочно, к годовщине Великого Октября. Обеспечен полый автопроезд на протяжении свыше 600 километров. Дополнительно сооружен крупнейшие в Союзе наплавной мост через реку Бию (понтонный мост). Строительная программа выполнена по всем показателям на 100%, - писала 7 ноября газета «Звезда Алтая» («БР»).
В декабре в Бийске была завершена «чистка» рядов бийской партийной организации. Из 2241 членов и кандидатов партии исключено 332 человек или 14,8%. Переведено в сочувствующие – 102 человека, в кандидаты – 141.
В этом же месяце была отменена карточная система по хлебу, крупам, муке и системе отоваривания технических культур.
- Много радости принес бийчанам август 1934-го года, - вспоминает журналист и бийский писатель Михаил Длуговской. – Воскресным солнечным утром на только что оборудованной площадке приземлился учебно-тренировочный самолет. Из него вылез улыбающийся молодой пилот. Это был комсомолец Лущай. Летчика Лущая качали, кричали «Ура!», потом раздалась импровизированная песня «Все выше, и выше, и выше».
А вечером этого же дня почти все граждане пришли на берег реки Бия. Берега ее стянул понтонный мост. Над мостом покачивались на ветру тросы с разноцветными флажками. В лучах вечернего августовского солнца сверкали слова огромного плаката «Слава строителям моста через Бию!»
«Антикомбайновые настроения дают о себе знать почти во всех колхозах. Бригадир колхоза «Коминтерн» Дуплинский почти три дня ходил по полю и подбирал участок для комбайна. Все это время комбайн, трактор и рабочие стояли без дела. Около 100 гектаров пшеницы оказались неубранными. Выездная комиссия установила саботаж комбайновой уборки со стороны Дуплинского и приговорила его к исправительным трудовым работам на год» («БР», 1934 год)
«Члены правления и парторг Бортников гастролируют из бригады в бригаду. Бригадиры почти не слезают с лошадей и по этой причине не видят, что делается на полосах. Бригадиров «Красного Октября» (а их 12 человек) колхозники прозвали «Будённовской кавалерией». Каждый из них закрепил за собой лошадь и ездит вокруг полос. Они даже не хотят слезать с коней, когда производят замер обработанной площади. Точно журавли, он кидают двухметровкой сидя верхом на коне. Бригадиры считают ниже своего достоинства сойти с лошади и проверить качество уборки. И по этой же причине они не видят многое» («БР», 1934 год)
Год 1935-й
В Бийске была открыта школа № 22.
5 апреля вступил в строй Бийский сахарный завод, был получен первый сахар. 17-я конференция ВКП(б) утвердила в 1932 году строительство двадцати новых сахарных заводов в России, один из которых – в Бийске. В марте в городе начались подготовительные работы. Изыскательская партия Наркомснаба признала наиболее подходящим местом для строительства завода земельный участок за мясокомбинатом. Был заложен фундамент будущего завода.
- Для строительства сахарзавода потребуется не менее 2,3-3 тысяч рабочих, - писал «БР». – Намечается постройка железнодорожного пути через Мочище, шоссейной дороги. Для нужд сахарзавода в Бийском районе будет посеяно 500 га фабричной свеклы, а Бийский винокуренный завод будет переведен с картофеля на патоку.
Добавим, что пробный пуск завода состоялся 2 апреля 1935 года.
10 мая в Бийске был открыт Дом (клуб) пионеров.
В июне этого же года открыли городскую детскую больницу – по решению Бийского горсовета.
В июне шестеро бийских комсомольцев-активистов отправились в велопробег Бийск-Новосибирск.
Хроника по городу и району из «БР», 1935 год
- Райздравотделом организуется по Центральной амбулатории физиотерапевтическое отделение. В ближайшие дни трудящиеся города и района будут иметь возможность лечиться электроэнергией в прекрасно оборудованных кабинетах амбулатории (15 февраля)
- По постановлению Крайисполкома в титульный список строительств по Западной Сибири во второй пятилетке внесено строительство в 1935-м году мельничного комбината в Бийске. Место для строительства намечено около ЦЭС (26 февраля)
- Районный отдел народного образования организовал и открыл детскую техническую станцию. При станции работает 2 кружка – авиамодельный и юных натуралистов (1 апреля)
- 7 апреля пищевой гигант (Бийский сахарный завод) выдал первый сахарю 24 апреля пусковой период закончен. Правительственная комиссия приняла завод от строителей и передала его в эксплуатацию. В нынешнем году наш сахарный завод должен переработать 180 000 метрических центнеров свеклы и дать 11 4400 центнеров сахара. За пусковой период завод уже переработал 63 248 центнеров свеклы и выдал 5 000 центнеров сахара (1 мая).
- По улице Льва Толстого, у Шорного переулка, с начала существования Бийска было небольшое озеро. Это озеро являлось рассадником малярии. На днях Горкоммунотделом озеро осушено. На месте озера осенью будут посажены деревья. Для стока воды посредине бывшего озера будет проведена мелиоративная магистраль, по краям которой в 1936 году будет разбит цветник (16 июня)
Год 1936-й
В городе создана Станция юных техников.
В Бийске вновь появилась телеграфная связь (до этого была только до революции). Работал всего один канал связи для междугородных переговоров, причем связь осуществлялась… через село Фоминское. Вызова ожидали до 2-3 часов.
Открыта и начала принимать детей школа-гимназия № 11.
Год 1937-й
В ноябре этого года была образована Бийская нефтебаза (ныне ОАО «НК «Роснефть» - «Алтайнефтепродукт»).
Год 1938-й
В Бийске открыта школа № 13.
В городе открылась колония массовых работ для мужчин и женщин. Заключенные отправлялись на работу в Ташанту, Чибит, на Красноярский карьер. После ряда реформирований, в 1965 году на этой базе была открыта Бийская воспитательно-трудовая колония.
20 января был Алтайским крайфинотделом был зарегистрировано Алтайский краевой государственный рыбопромышленный трест (Бийский рыбозавод).
Год 1939-й
27 июня постановлением СНК РСФСР №318 в городе был открыт учительский институт. Преподавание велось на четырех отделениях: русского языка и литературы, физико-математическом, историческом, естественно-географическом. На первый курс в 1939 году было принято около 400 студентов.
Год 1940-й
26 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза (посмертно) присвоено бийчанину, телефонисту взвода связи стрелкового батальона 2-го пограничного полка (Северо-Западный фронт) Александру Спекову.
Сколько можно вспоминать совок поганый?! Забыть пора как страшный сон.