Год подготовки и несколько переносов из-за эпидограничений, но терпение было вознаграждено.
Экспедиция, посвященная 175-й годовщине образования Русского географического общества, оправдала возложенные на нее надежды: открыто месторождение руды стратегического значения, доказаны исторические факты, разработаны новые туристические маршруты.
Первая комплексная экспедиция Алтайского краевого отделения РГО «Коргонский хребет» состояла из нескольких штурмовых целевых отрядов. У каждого была своя конкретная задача. Руководители: Анатолий Гусев (Бийск) – геологоразведка, Вадим Бородаев (Барнаул) – история и краеведение, Андрей Андреев (Бийск) – география и туризм. Координацию и связь между отрядами обеспечивал базовый лагерь, ответственный – Владимир Владимиров (Бийск). Мы встретились сразу после возвращения экспедиции домой, но первые отчеты были уже готовы.
Стратегическая руда
Анатолий Гусев держит в руках доказательства открытия проявления флюорита в 300 метрах к западу от Владимирского кобальтового месторождения. Обнаружили его бийчане Анатолий Гусев и Александр Половой.
- У меня в руках образцы с содержанием ценных минералов, – здесь примерно 0,5 % кобальта, а разрабатывать месторождения начинают обычно при содержании 0,1 %, здесь в пять раз больше, – профессор, доктор геолого-минералогических наук, член Русского географического общества Анатолий Гусев с гордостью демонстрирует находки. – Аналогичное месторождение было обнаружено еще в 1970 -годы в Тыве, и нечто подобное сегодня расположено в Республике Алтай – месторождение Каракуль. Теперь наша задача проанализировать обнаруженное месторождение на наличие редкоземельных минералов.
Получается, что бийские геологи обнаружили третье по масштабам месторождение кобальта в Западной Сибири. В современной жизни значение этого минерала оценить сложно. Кобальт используется в металлургии, в медицине (при лечении онкозаболеваний), он входит в состав практически всех известных лакокрасочных брендов.
- Кроме того, в рудах кобальтового месторождения нами обнаружены платиноиды в промышленных концентрациях и золото до 3 граммов на тонну. Это комплексное месторождение, – подводит первые итоги исследований Анатолий Гусев.
Здесь были чуди
Первые выводы по результатам находок делает и историк-краевед Вадим Бородаев. Его отряд обнаружил доказательства того, что первые горнорудные работы на территории Алтайского края проводились на высоте 2000 метров Коргонского хребта в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. И это единственная высокогорная добыча медной руды столь почтенного возраста. Обычно древние люди добывали необходимые им металлы гораздо ниже. Члены отряда Бородаева в одной из ям-закопушек нашли орудие труда и произвели радиоуглеродный анализ. Он показал, что его использовали при добыче руды 5,5 тысяч лет назад. И это когда жители Южной Сибири только-только начинали знакомиться с металлом и использовали его в основном в виде украшений.
Впрочем, делать выводы об обнаружении масштабного древнего рудника, все-таки не стоит. Выработка была небольшой. Но факт, что обнаружено место, где оттачивалось мастерство первых сибирских рудокопов, безусловно, ценен.
Кроме того, ученым-историкам удалось доказать, что «чуди» для добычи руды использовали породы и камни, специально принесенные наверх (высота 2000 метров над уровнем моря) с пойм протекающих внизу рек, в том числе из поймы Чарыша.
Ложный след
Еще одной задачей исторического отряда экспедиции был поиск легендарного Коргонского рудника. Как известно, он был одним из первых в списке Демидовских рудников, разработки в нем начались в 1790 году. Для своего времени это был самый высокогорный руднодобывающий объект. Именно этот факт и стал причиной, что его с годами забросили, а по истечению веков его местонахождение и вовсе забылось. Поиски старинной шахты начались еще в 2016 году, однако безуспешно. Вот и эта экспедиция пошла, как говорят, по ложному следу.
На одном из спутниковых снимков отчетливо виден, так называемый, Коргонский провал рядом с Еловским белком. Бородаев решил проверить, не может ли вертикальный колодец провала быть рукотворной шахтой? Проверили, нет, не может.
Колодец, действительно, природного происхождения. Но, экспедиции, подобные этой, тем и интересны, что в результате комплексных изучений становится понятно к какому разделу отнести ту или иную находку. Так вот, теперь точно известно, что Коргонский провал является уникальным памятником природы и, наверняка, заинтересует спелеологов.
Траверсом по хребту
Еще один экспедиционный отряд, который отправился на безымянную высоту 2339,4. Главная задача – изучение территории с перспективой присвоить высоте имя алтайского историка и краеведа Алексея Сергеева, но вмешалась погода. Туманы и проливные дожди не подпустили исследователей к вершине, хотя пройти оставалось всего 150 метров. Тем не менее, описание местности будет дано подробное.
- Там на довольно коротком участке сконцентрированы практически все ландшафтные зоны: от тайги до тундры, – делится результатами своих наблюдений Андрей Андреев. – Это, действительно, дикие места и очень красивые, насыщенные. Нам немного испортили работу дожди и туманы. До назначенной вершины не дошли буквально 100–150 метров. Зато поняли, что при хорошей погоде возможно проложить траверсовые туристические маршруты по хребту Коргонского хребта.
Итоги и планы
18 октября в Барнауле под эгидой Алтайского отделения Русского Географического Общества будут проходить Сергеевские чтения. Именно к этой дате руководителям штурмовых целевых отрядов необходимо подготовить полные отчеты о работе экспедиции.
А между тем, уже появились планы на будущий год.
- Нам удалось пообщаться с жителями села Коргон. Село необычное, там сейчас работают два музея, планируется открыть третий, – рассказывает член Совета АКО РГО Владимир Владимиров. – Появилась идея пройти со школьниками и с научным отрядом нашего отделения в сторону Коргонских каменоломен. Хотим совместить научную работу с популяризацией Алтайского края и деятельности Русского географического общества.