Коллекционеры – люди без возраста, поэтому играть в куклы могут столько, сколько пожелают сами
Бийчанка Елена Рятипова и сама как куколка, настоящая красавица. Поэтому ее увлечение необычными коллекционными Барби кажется вполне логичным. Она собрала необычную коллекцию в несколько десятков знаменитых кукол, некоторые – так и не вынула из коробки, а позже легко решила: пора расставаться с ними.
Барби – это любовь
-
Елена, с чего началась ваша коллекция?
– С детства мне всегда нравились куклы, особенно я любила играть в Барби. В нашем советском детстве это была запредельная мечта. Тем не менее, родители старались радовать, и несколько настоящих Барби у меня было, и любовь к ним сохранилась. Не получалось чем-то другим заменить, и уже будучи взрослой, лет десять назад, я для себя все-таки решила исполнить мечту иметь у себя тех кукол, которых мне когда-то хотелось. А учитывая, что сейчас они еще более визуально интересные, модельные, привлекательные и даже более качественные, то их тоже хотелось приобретать. Но все это было постепенно.
-
Как определить, настоящая Барби или нет?
– У настоящей куклы всегда на самом пластике есть отметка компании «Mattel» с годом формирования образа и молда (лицо у кукол называется «молд» – прим.ред.). Они, конечно, сейчас все разные. Если раньше у нас была одна улыбчивая блондинка в розовом, то потом, на протяжении времени развития компании, появлялись самые различные образы для кукол. Каждый молд выпускался в определенном году, и чтобы понять, настоящая ли это кукла, можно было заглянуть сзади на затылок под волосы и посмотреть, написана ли там фирма и какой год, соответствует ли он году выпуска этого личика.
-
Елена, когда вы вдруг осознали, что у вас начинает образовываться коллекция, и есть определенная страсть к приобретению Барби?
– Наверное тогда, когда их стало больше 5-6 штук. И некоторые куклы я стала приобретать не для распаковывания, а просто в витрину.
-
А вот этот момент очень интересный: почему некоторые куклы так и остаются запакованными? Разве не хочется все это распаковать, потрогать волосы, посмотреть, как она двигается и прочее?
– Вообще, такое отношение к куклам как раз и свойственно коллекционерам, когда ты уже понимаешь их ценность. Это как с машиной: пока она стоит в салоне, она имеет свою стоимость, но как только ты начинаешь ею пользоваться, она теряет в цене. Точно так же и здесь: пока коллекционная кукла в заводской упаковке, у нее одна стоимость, как только ты ее распаковал, вытащил, потрогал – она теряет свою ценность. И тут для себя уже определяешь: насколько ты готов наслаждаться видом этой куклы, и понимать, что это своего рода инвестиция? Ведь в определенный момент, когда придет время прощаться, она будет стоить в разы дороже.
Барби на полках, Барби в коробках
-
Сколько всего моделей Барби максимально вам удалось собрать в коллекцию?
– Чуть больше тридцати точно.
-
Правильно я понимаю, что все куколки делятся на виды, серии?
– Да, есть формат игровой, более простой, для ребятишек. Такие куклы чаще всего шарнирные, чтобы девочке было удобно придавать ей форму, надевать наряды.
Коллекционные куклы в основном неподвижные, модельные. У них немного другая фигура, и они просто стоят в витрине: могут представлять какой-то образ, либо служить полем для создания авторских нарядов. Линия «моделей», которые так и назывались, меня в большей степени привлекала. Во-первых, у таких кукол лица отличаются от стандарта, и они стильно выглядят: Барби «маленькое черное платье», Барби «джинс» – это все определенные коллекционные линейки. Именно с них у меня и началась коллекция.
Дальше приобретались некоторые портретные куклы, которые наиболее всего меня привлекали: Вивьен Ли в образе Скарлетт, Шер, Элизабет Тейлор. Очень популярны у коллекционеров герои разных фильмов, например, «Голодные игры», «Дивергент», «Гарри Поттер», «Сумерки». Они считаются коллекционными, потому что у них аутфит (одежда) соответствует тому образу, который есть в фильме.
Я прекратила собирать своих барби в 2017 году, коллекционный «ажиотаж» продолжался лет пять, потом все поутихло. И потому, что кукол у меня стало достаточно много, и потому, что то, что мне нравилось, у меня уже имелось.
Можно было, конечно, дополнять коллекцию, но тогда экземпляры должны быть еще более ценными и дорогими, а на это нужны ресурсы.
-
Но вы все равно нет-нет, да присматриваетесь к барби, которых выпускают сейчас?
– Сейчас куклы, которые появляются, тоже достаточно привлекательны для коллекционеров: у них нестандартные фигуры: есть и высокие, и низкие, и полненькие и даже Барби с ограниченными возможностями, на коляске. Мне кажется, что такие куклы для детей более полезны, потому что ребенок учится принимать разные стандарты. А не так, как в нашем детстве: есть идеал 90-60-90, и к нему все стремятся. Если бы я продолжила собирать коллекцию, мне бы хотелось иметь таких кукол.
Моя шикарная Шер
Елена, а у вас есть самая любимая барби, с которой вы точно не расстанетесь?
– Таких кукол, с которыми я не готова прощаться, всего две. Одна из детства: классическая Барби, стройная блондинка с умеренным макияжем. И вторая – это коллекционная певица Шер. Настолько она выразительная, органичная. Хотя я понимаю ее ценность, ее можно очень выгодно продать, но она мне дорога.
-
Где вам удавалось приобретать таких кукол?
– В обычных наших российских магазинах, когда они стали появляться. Были и куклы, которые приезжали ко мне из-за границы, барби из Америки. Я начинала дружить с другими коллекционерами, девочками, которые там жили, и таким образом мы друг другу помогали. Некоторые экземпляры было очень тяжело достать, почти всегда это –не новые куклы, которые были в пользовании. Сейчас стоимость на них раза в три выше, чем тратила я. Например, если раньше я купила барби за пять тысяч рублей, то сейчас могу продать за 10-15 тыс. рублей. И это – ее актуальная цена.
-
Как правильно хранить барби?
– Моя личная гордость, что у меня куклы не потеряли своего вида, потому что пластик часто желтеет, либо меняет цвет. От соприкосновения с коробкой или одеждой тоже появляются пятна. Очень важно избегать попадания на кукол прямых солнечных лучей, и если кукла находится в коробке, она не должна с ней соприкасаться. Частая проблема – черные носики, когда Барби прислоняется к прозрачному пластику.
-
Вам не говорят: не наигрались в детстве?
– По-разному относятся, но откровенно негативных комментариев я не слышала в свой адрес. Хотя непонимание первое время это вызывало: вроде взрослый человек... Но мое удовлетворение, моя радость затмевала все это. Да и кто еще исполнит мою детскую мечту, если не я сама?
-
На данном этапе вы коллекцию распродаете. Почему решились на такой шаг?
– Я долго откладывала, но настал момент, когда с большей частью коллекции я прощаюсь. Во-первых, приоритеты и интересы меняются, и я понимаю, что куклы мне уже не доставляют столько эмоций и радости. Во-вторых, они занимают достаточно много места. Гораздо полезнее отдать их тем, кого они будут радовать сейчас. И когда я получаю отзывы от девочек, которые у меня сейчас приобретают куклы, я подпитываюсь их счастьем.
Иногда, конечно, посещают мысли, а не приобрести ли мне что-то новенькое? Но пока я себя сдерживаю.










Если героиня статьи читает, хочу предупредить. Здесь в комментариях обитает группа опытных искусствоведов-наркологов. По любому творчеству или хобби проводят авторитетную "искусствоведческую" экспертизу, которая почему-то всегда сводится к поиску признаков злоупотребления психоактивными веществами )