Речь идет о преступлениях, совершенных с использованием информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей
Для профилактики преступлений в сфере информационных технологий сотрудники прокуратуры Бийска организовали выступления в Алтайском государственном педагогическом университете (ФГБОУ ВО «АлтГПУ» Бийский филиал им. В.М. Шукшина) и МУП «Бийскгортранс».
Так, перед коллективами выступили и.о. заместителя прокурора города Арапова Ольга и старший помощник прокурора Балашов Дмитрий. Они рассказали о дистанционном мошенничестве, а также осветили возможные способы, позволяющие обезопасить свои финансовые сбережения. Участникам встречи вручены памятки по профилактике телефонного мошенничества, мошенничества с банковскими картами.
Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинен в совершении того или иного преступления. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку.
Как поступить в такой ситуации:
Первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь. Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Хотя беспокойство за родственника или близкого человека мешает мыслить здраво, следует понимать: если незнакомый человек звонит Вам и требует привезти на некий адрес денежную сумму – это мошенник.
Если Вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, и если звонящий просит передать взятку якобы сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следует задать уточняющие вопросы: «А как я выгляжу?» или «Когда и где мы виделись последний раз?», т.е. задавать вопросы, ответы на которые знаете только вы оба.
Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он отделения полиции. После звонка следует набрать «», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда.
Вам поступает звонок либо приходит SMS-сообщение якобы от сотрудника службы технической поддержки вашего оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть самыми разными:
- предложение подключить новую эксклюзивную услугу;
- для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя;
- для улучшения качества связи;
- для защиты от СПАМ-рассылки;
- предложение принять участие в акции от вашего сотового оператора.
В этот момент вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т. п.
Как поступать в такой ситуации:
Любая упрощённая процедура изменения тарифных планов выглядит подозрительно. Не ленитесь перезванивать своему мобильному оператору для уточнения условий.
SMS-сообщения могут быть самыми разными. Следует критически относиться к таким сообщениям и не спешить выполнить то, о чем просят. Лучше позвоните оператору связи, узнайте, какая сумма спишется с вашего счета при отправке SMS или звонке на указанный номер, затем сообщите о пришедшей на Ваш телефон информации. Оператор определит того, кто отправляет эти SMS и заблокирует его аккаунт.
По результатам десяти месяцев 2024 года на территории края зарегистрировано 7143 дистанционных хищения, из них мошенничеств — 5477. Ущерб от таких преступлений превысил два млрд. рублей.