Есть мнение, что здесь была написана чудотворная Коробейниковская Казанская икона Божией Матери
Этого известного в Бийске здания иконописно-иконостасной мастерской Архипа Борзенкова, 1885 г. постройки, уже могло и не быть. Каким-то образом, дом был выведен в категорию ветхого жилья, его выкупили и уже начали разбирать по кирпичику. Не только остановить – но и восстановить былое, решились две смелые женщины, Галина Комогорова и Ольга Першина, попечители Бийского архиерейского подворья.
Здание – разобрать, а кирпичи продать
– Я это делаю для города и оставлю для бийчан, здание станет частью музея архиерейского подворья, – рассказывает Ольга Першина, показывая, на каком этапе сейчас восстановительные работы.
Многим может показаться, что такие поступки совершают только очень богатые люди, у которых «куры денег не клюют», преследуя какую-то свою выгоду или для заработка. Однако это совсем не так. Лишь самые близкие знают, какие моральные, и, конечно, материальные затраты последовали после того, как эта интеллигентная женщина приняла решение бороться за историческую целостность здания иконописно-иконостасной мастерской. Здесь, в фундаменте, уже заложена высокая цена: даже продана квартира.
– В 2023 году, когда мы увидели, что у здания сняли крышу, вначале обрадовались, решили, что кто-то взялся за восстановление, – вспоминает Ольга Васильевна. – Потому что это святыня, церковное здание, которых в городе осталось всего два. Но когда рабочие уже стали снимать карниз, стало ясно, что мастерскую разбирают.
Ольга Першина медлить не стала – приехала на место, знакомиться с собственником, который приобрел здание, оказалось, это бизнесмен. Между ними состоялся сложный разговор, в котором каждый высказал свою точку зрения на судьбу здания, они оказались кардинально разными. Новый собственник предполагал как можно скорее разобрать здание, а кирпич – продать. Ольга Васильевна в свою очередь уверяла – такие объекты не должны использоваться для заработка.
– Он не услышал меня, но мы остановились на том, что я не отступлюсь, – горячо говорит попечитель. – Попросили его хотя бы прекратить разбор здания, сесть с нами за стол переговоров, чтобы учесть интересы каждого. В силу каких-то обстоятельств, здание в свое время было выведено в категорию ветхого жилья. А ведь оно такое крепкое, что ему еще стоять в веках! Мы подняли общественность – за вечер и утро следующего дня решили вопрос, но все это стоило денег.
Силами неравнодушных людей участок был выкуплен и специалисты сразу приступили к восстановлению, реставрации здания.
Будет иконописная школа
Сейчас здесь только стены, нет даже крыши. Работы предстоит много, а ведется она постепенно, ведь над восстановлением здания трудятся настоящие профессионалы, ювелиры своего дела. Сверяясь с результатом по старым фотографиям, подгоняя кирпичик к кирпичику.
Сложность в том, что мастерская должна стать такой же, как 140 лет назад, и даже лучше. Здесь вновь будут установлены наличники, резные фрагменты обретут четкий рисунок. Наружная кладка будет выполнена историческим кирпичом, а внутренние перегородки и толщина наружной стены – современными материалами.
– Объект очень непростой, – подтверждает Роман Деулин, строитель. –Сейчас мы проводим дефектовку кирпича, сохранный пытаемся подогнать на место с помощью инструмента, это кропотливая работа. Об объемах говорить не приходится – каждый сантиметр на счету, вытачиваешь и восхищаешься, как они могли раньше эту кладку делать? У них же не было станка, болгарки, перфоратора... Но участвовать в восстановлении исторического облика города, несомненно, приятно. Чувствуется, что это намоленное место.
Случились и первые находки, некоторые из которых уже переданы в музей. В стене оказалась замурована ржавая ложка, небольшой стеклянный флакончик, обнаружили и старинную монетку, а в 1950-1960х гг. кто-то из жильцов «утеплял» стены советскими газетами. Много кованых гвоздей, удивительного, белесо-голубого цвета, и совсем без ржавчины. Но главная красота этого дома не только и не столько в его облике, вещах, которые здесь сохранились, а в его истории.
– История иконописно-иконостасной мастерской Борзенкова настолько богата, что мы просто не имеем права предать забвению и разрушению это строение, – уверена Ольга Васильевна. – Наряду с тем, что ведем восстановительные работы, еще и собираем материалы о том, кто здесь жил, творил, работал все эти 140 лет. И такая информация у нас есть.
По благословлению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, здесь будет своя иконописная школа, а также музей русской иконы и тех изделий, которые были созданы в этих стенах.
– Сегодня я служу городу, мне хочется сделать как можно больше доброго и прекрасного, оставить память, – продолжает она, с трудом сдерживая подступающие слезы. – Невозможно было допустить, чтобы это здание разрушилось. Думаю, в дальнейшем к нам подключатся многие бийчане: любая помощь и копеечка пойдут на пользу, если это от души. Откликнутся своими знаниями, информацией, своим трудом. Вот тогда это здание засияет!
Как Борзенков мастерскую создал
Иконостасно-иконописная мастерская Архипа Борзенкова была одной из самых известных на Алтае. В 1885г. по ул. Иркутской и пер. Среднему она занимала целый квартал, здесь были также построены одноэтажные столярные цеха, где проводили первичную обработку дерева. Кстати, чуть позже Архип Борзенков для своей семьи по аналогичному проекту мастерской построил второе подобное каменное здание, где сейчас находится ветеринарная служба.
– Архип Александрович был выходцем из села Сростки, в конце 19 века перебрался с семьей в Бийск, стал мещанином, – рассказывает Павел Коваленко, директор музея истории Алтайской духовной миссии. – По благословению первого бийского епископа, рядом с архиерейским подворьем он создал иконописно-иконостасный цех, а затем и мастерскую. Набрал талантливых мужиков из народа, построил несколько зданий на территории исторической части города, которую тогда называли Казанка, и они начали создавать удивительной красоты иконы, резали иконостасы.
Архип Борзенков умело развивал свое дело, в начале 20 века открыл кирпичный завод и стал главным подрядчиком по строительству многих храмов на Алтае и юге Сибири. По архивным документам Павлу Сергеевичу удалось найти информацию о том, что именно мастерская Борзенкова возводила в с. Коробейниково знаменитый каменный храм, и для него были написаны иконы. В том числе, величайшая алтайская святыня, единственный в Сибири чудотворный образ – Коробейниковская Казанская икона Божией Матери.
В мастерской не только создавали иконы и резали иконостасы, но также занимались домовой резьбой. Поэтому, многие наличники, фронтовые карнизы старых зданий исторического Бийска украшены творчеством наших умельцев.
– В музее истории Алтайской духовной миссии в экспозиции есть комплекс, посвященный истории мастерской. Здесь на стендах представлен потрет Архипа Борзенкова, его иконописцев, столяров, подмастерье, непосредственно здания мастерской. Уникальный экспонат – верстак, принадлежавший иеромонаху Петру Селиверстову еще до принятия монашества. Он был одним из лучших столяров этой иконописной мастерской, – показывает Павел Коваленко.
В актах регистрации смерти за 1920-1930 гг. жителей Бийска Павлом Сергеевичем найдена информация о кончине Архипа Борзенкова.
– Последние годы он жил вместе с сыном в старой части города по ул. Октябрьская, – делится директор музея истории. – Сын сообщил о смерти своего отца. Есть приписка, что «почил он в возрасте 80 лет от старости» и похоронен на Вознесенском кладбище. Могила утеряна, и, скорее всего, утрачена для нашего поколения.










"... Восхищаешься, как они могли раньше эту кладку делать? У них же не было станка, болгарки, перфоратора..." Артефакты исчезнувшей высокоразвитой цивилизации.