Учителей нельзя осуждать, если с помощью прикосновения они поддерживают ребенка или предотвращают насилие в классе
Клинический психолог, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Юлия Берлянд высказала мнение, что прикосновения педагогов к детям в определенных ситуациях могут быть необходимы для поддержки ребенка или предотвращения насилия в классе, пишет ТАСС.
Она отметила, что в случаях, когда дети в конфликтах заходят слишком далеко — наносят удары, замахиваются предметами или толкают друг друга — педагогам иногда приходится физически останавливать агрессию.
«Например, останавливать руку с тяжелым предметом, занесенную над головой одноклассника. Это прикосновение? Да! С какой целью? С целью сохранения жизни и здоровья ребенка», — пояснила Берлянд.
Эксперт подчеркнула, что учителя не имеют права применять телесные наказания, но часто используют тактильную поддержку — похлопывание по плечу, поглаживание по голове — что для некоторых детей необходимо.
«Дети, особенно маленькие, начинают понимать, что между их физическим телом и окружающим пространством есть граница именно через прикосновения к телу, прикосновения с добрым посылом», — добавила психолог.
Берлянд также привела в пример уроки физкультуры, где учитель может помочь ученику забраться на спортивный снаряд или осуществить поддержку при выполнении упражнения.
Эксперт предположила, что существующий запрет может нуждаться в уточнении формулировки, например: «запрещается прикасаться к обучающемуся с целью применения физического наказания». Ранее уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Татьяна Титова выступала за запрет учителям притрагиваться к детям, поскольку некоторые дети могут воспринять это как нарушение личного пространства.









