Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Я – затяжчик: как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию

Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию

26 ноября отмечается Международный день сапожника, профессиональный праздник мастеров, занимающихся дизайном, изготовлением и ремонтом обуви

В руках Виталия Сенина, обувного мастера, или затяжчика обуви, если быть более точным, самые маленькие туфельки, которые он когда-либо делал. Бальная пара 15-го размера помещается у него на ладошке, при этом он, как настоящий ювелир, методично выполняет свою работу, формируя верх, стыкуя его со стелькой, обстукивая молоточком, чтобы на нежной коже не было складок. Отвлекаться некогда, да и не хочется – все этапы процесса для Виталия значимы, нельзя допустить, чтобы маленькая девочка, которая впервые ступит в этих туфельках на паркет, испытывала неудобство. О себе и своей редкой профессии мужчина рассказал корреспонденту «БР» через сурдопереводчика.

Читает по губам

Виталий Сенин – глухонемой с детства. То, что ребенок не слышит и не говорит, родители узнали, когда ему исполнилось 10 месяцев. По одной из версий, на него могла повлиять прививка, по другой – болезнь матери, пока она его вынашивала. В любом случае это не стало трагедией – родители сделали все что можно, чтобы Виталий рос крепким, самостоятельным, воспитанным парнишкой. Он всегда был очень ответственным и заботливым – и как старший брат, и как друг. Папа много работал, но находил время, чтобы взять сыновей на рыбалку, с детства Виталий также полюбил кататься на велосипеде. В Сорокино, где он вырос, все к этому располагало. Природа, высокие сосны взмывают в небо, а рядом – речка.

Виталий Сенин
Виталий Сенин
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Мама, которая понимала сына и без слов, поступила грамотно, не только сделала упор на его образование, но и сразу приучала к самостоятельности. А позже нашла в себе силы отпустить парня, чтобы он получил профессию. Окончив специальную коррекционную школу, Виталя без труда освоил русский жестовый язык. После решил поступать в новосибирский колледж при Институте социальной реабилитации.

– У меня был друг Паша, он мне рассказал, что глухим можно ехать в Новосибирск, отучиться на мастера, потому что на обувных фабриках глухих принимают, – рассказывает Виталий Сенин. – В 1997 году я поступил, а в 1999 году уже получил диплом и вернулся в Бийск, вышел на работу сначала помощником мастера, а потом и мастером. Шесть лет делал разную обувь и потом около десяти – только танцевальную.

Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

В коллектив он всегда вливался легко, да так, что коллеги начинали учить жестовый язык, чтобы было легче общаться с ним.

– Мне это нравится, когда со мной общаются на моем языке, – улыбается Виталий.

Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Хотя на работе он не говорлив (в среде глухонемых тоже встречаются те, кто любит поболтать), приезжает всегда рано, в 7.30 утра уже у рабочего стола, готовит его к процессу. Какие-то технологии новые, но в основном все по старинке, ручной труд ценится сейчас как никогда.

– Я привык не сидеть без дела, делаю обувь, да и другую работу не знаю, – честно рассказывает он. – Некоторые операции сложные, но все интересные. Больше всего нравится делать танцевальную обувь.

Для затяжчика важна сила и четкость в движениях, все это удивительным образом совместилось в человеке, который не слышит и не говорит, но лучше всех объяснит, как сделать идеальную пару обуви.

Руки – в мозолях

В конце 1990-х годов с работой не только в Бийске, по всей стране было туго. Многие предприятия закрывались, высокая безработица, и инвалидов почти никуда не принимали. Если сейчас выбор профессий для глухонемых, можно сказать, достаточно широкий, тогда же, если ты хочешь получить профессию, обучайся сапожному делу.

Поэтому Виталий не романтизирует свою профессию, она, определенно, сложная, не для каждого. Крепкие мужские руки мастера не могут быть без мозолей и следов от клея.

Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Получив профессию, полтора года Сенин осваивал сапожное мастерство, учился подстраиваться под запросы клиентов. Так, когда жизнь в стране стала налаживаться, резко вырос спрос не только на повседневную, но и на танцевальную обувь. Бальные туфли – особенные, разные для латиноамериканской и европейской программ выступления, шьются под ногу танцора, чтобы сидели как влитые. Стоит не так состыковать верх обуви с основной стелькой, и в ней будет неудобно танцевать.

Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Профессия затяжчика вообще необычная – она «поддается» только тем, кто обладает невероятным терпением и усидчивостью. А ведь в одной паре обуви бывает под сотню деталей! Получая их, мастер должен приладить объемную заготовку на колодку, процесс очень трудоемкий, но у Виталия всегда все четко, и сам все сделает и других проверит. Положили ему не те детали, по наряду смотрит и идет разбираться, почему написано одно, а на деле –
другое. У все у него по полочкам, от аккуратного, прибранного рабочего места до жизненных принципов.

Туфельки для Золушки

Наталья Вольных, председатель Бийского местного отделения АРО ОООИ «Всероссийское общество глухих» – наш переводчик в этом необычном интервью. Ей и самой есть что рассказать, ведь Виталий – активный участник общества, он не раз выручал коллег и друзей, стал активистом в группе помощи СВО.

– Как у члена общественной организации у него, конечно, есть определенная ответственность и нагрузки, также Виталий ездит на различные конкурсы, – рассказала Наталья Владимировна. – Так, в октябре 2022 года он сначала выиграл региональный этап конкурса «Абилимпикс», а потом ездил в Москву, где представлял Алтайский край и предприятие, на котором работает. Соревновался с большими мастерами в конкурсе рабочих профессий в категории «Ремонт обуви» и выступил на достойном уровне.

Наталья Вольных и Виталий Сенин
Наталья Вольных и Виталий Сенин
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Мужчина участвует в различных спартакиадах за честь организации, посещает тренажерный зал, не пропускает экскурсии, как говорится, «за любой кипиш».

– Вы знаете, в 2016 году у нас девочка готовилась поехать на всероссийский конкурс по жестовому пению от Алтайского края. Она из не очень обеспеченной семьи, на платье помогли со средствами спонсоры, а вот на обувь не хватило. И вот наш Виталий сшил ей красные туфельки, как настоящей Золушке! – с восхищением делится Наталья Владимировна.

Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Как глухонемой бийчанин освоил редкую профессию
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Помимо работы остается время на отдых и хобби – летом на речку, зимой – лыжи. А еще этот чудо-мастер удивляет коллег: когда они раз в месяц приходят играть в бильярд, достойных соперников для него нет.

– Виталий у нас чемпион, – рассказали они. – В силу профессии его, видимо, очень хорошо слушаются руки, да и глазомер – прекрасный.

Комментарии (2)

1000

Авторизоваться:

В каждой стране жестовый язык свой ? А я-то полагал, что он во всем мире единый.

Ну какая же она редкая, если на китайских обувных фабриках работают миллионы затяжников ?