Бийчанам предлагают напомнить, где была главная городская пристань
Группа московских архитекторов 6 мая должны были передать городской администрации готовый проект создания набережной в старом центре Бийска и обновления примыкающего к ней сквера им. Фомченко. Пока широкой публике он не представлен, однако разработчики обещали учесть замечания бийчан, которые были высказаны в ходе второго обсуждения проекта.
Напомним, проектировщики предлагали создать пространство, напоминающее бийчанам об истории города, бережно отнесясь как к памятникам дореволюционного периода, так и советского. Прежде всего, в проекте оговорено сохранение обелиска в память павшим в борьбе за советскую власть и мест захоронений бийских священников и меценатов. В то же время на месте разрушенного Троицкого собора предлагается воссоздать его контуры, чтобы гости сквера понимали, как и где были расположены знаковые бийские постройки, в том числе крепость.
Однако основные споры вызвал вопрос, как обыграть близость места к воде. Изначально в проекте значился пляж, уместность которого большая часть общественников, принимавших участие в обсуждении, все-таки поставили под вопрос. Сохранится ли у воды задуманная на понтоне зона отдыха с шезлонгами — пока тоже неясно.
Однако в проекте были предусмотрены, например, места для рыбалки, а также небольшой пирс, куда могли бы приставать лодки, байдарки и где сап-серферы могли бы делать остановку. Кроме того архитекторы вспомнили, что не так давно, в советские годы, по Бии активно ходили речные трамвайчики — аж до Телецкого озера, и предложили вернуть на реку водный транспорт.
Однако, по мнению общественников, задумываться об этом не имеет смысла, если не будет проведена чистка дна на этом участке.
- Дно реки покрыто илом. Наступить невозможно. Реку 30 лет не чистили, - говорит общественница Наталья Христич. - На сегодня разговоры про береговую зону подвисают в воздухе. Про трамвайчики можно забыть, пока не будет заявки на очистку дна. По той же причине ничего у нас ничего не получится ни с пляжем, ни с пристанью, ни со спуском к реке.
Другие при этом вспоминают, что активное судоходство по реке началось гораздо раньше, чем в городе установилась советская власть, - в 19 веке. В 1881 году появилась первая Бийская компания пароходства и торговли, принадлежавшая купцам Гусеву и Яновскому, а к концу 1880-х крупнейшим судовладельцем на Алтае стал другой бийчанин — купец Морозов. Суда перевозили в первую очередь алтайский хлеб. Пароходы Морозова ходили до Тюмени. А в 1899 году до Бийска на регулярной основе ходили уже и пассажирские пароходы.
- Там, где сейчас сквер Фомченко, была главная городская пристань. В начале 20 века отсюда уходило до 30 пароходов, - напоминает Антон Такеда, член сообщества «Архдозор-Бийск», - но чистку дна здесь никогда не проводили. Русло реки чистили только от коряг и топляка. Чистить дно начали лишь при советской власти.
То, что мероприятия по расчистке дна особого эффекта не дадут, уверен и Владислав Кунин, руководитель группы архитекторов-разработчиков:
- Провести очистку берега и дна от ила возможно. У нас есть такой опыт. Но это сотни миллионов рублей. И через полгода ила сюда принесет ровно столько же, сколько уберут. Чистить следует только от мусора, коряг, старых деревьев, но не от ила.
А смысл спорить? Можно подумать, там кто-то что-то будет делать.