Начальник управления образования Бийска о том, какие перемены уже произошли в школьном питании и какие еще будут в ноябре.
Рынок услуг по организации школьного питания в этом году отмечен сразу несколькими изменениями. Во-первых, самый крупный оператор питания – КШП «Маяк» больше не работает, и его школы срочно пришлось распределять по другим операторам. Во-вторых, отныне все ученики начальной школы обеспечены горячими завтраками или обедами совершенно бесплатно. Как подстроились школы и операторы под новые обстоятельства – об этом говорим с Еленой ВИРБИЦКАС, начальником управления образования администрации Бийска.
– Елена Викторовна, летом активно обсуждалась тема банкротства комбината школьного питания «Маяк». Перед началом нового учебного года были заключены временные контракты на обслуживание школ, организацией питания в которых занимался КШП, с оставшимися на рынке операторами школьного питания. Но с ноября должны быть заключены долгосрочные контракты. Распределение школ уже прошло?
– Да. Согласно законодательству, мы определяли операторов через торги, поскольку после начала действия президентской программы по обеспечению горячим питанием школьников с первого по четвертый класс суммы, заложенные на каждую школу, были таковыми, что определять оператора питания можно было только по 44-му закону, то есть через аукцион. Сентябрь и октябрь мы еще работали по прежним контрактам и за этот период сформировали лоты, чтобы выставить их на торги.
– А для чего вообще нужно было формировать лоты из школ, а не выставлять каждую отдельно?
– Мы прекрасно понимали, что если будем выставлять каждую школу по отдельности, то на маленькие школы, с небольшим числом учащихся, может просто не найтись претендентов взять их на обслуживание. Поэтому мы решили формировать лоты из школ: каждый лот по пять школ. В лот вошли как школы-гиганты, так и маленькие школы. При этом по общей численности учеников эти лоты получились примерно равными. Кроме того, мы отталкивались и от логистики (сеть доставки продуктов в школы) и объединяли их еще и по территориальному принципу.
– С закупками по ФЗ-44 часто возникают проблемы. Всегда есть риск, что контракт выиграет недобросовестный подрядчик, возможно, даже не местный, как это получилось с контрактом на ремонт дворов.
– Мы предвидели, что такие риски есть. Но сторонние организации на аукцион не выходили – только те операторы, которые и прежде работали в Бийске. Я думаю, сейчас другие предприятия просто выбрали выжидательную позицию, хотят посмотреть, как будет работать этот рынок, и, возможно, на следующий год на торги выйдет кто-то новый.
– На сегодня торги проведены? Уже известно, какой оператор будет работать в каждой из школ?
– Да. У нас на рынке сейчас – три оператора школьного питания. Это «Большая перемена», ООО «Школа» и ИП Зайцева. Они работают не первый год. Так, ИП Зайцева прежде работала в лицее, «Большая перемена» – в школе № 1, а остальные школы были распределены между КШП «Маяк» и ООО «Школа».
– По поводу «Маяка». Знаю, у родителей была возможность пополнить счет своего ребенка для покупки обедов, переводя деньги напрямую на счет предприятия. Потом возникали вопросы: как их вернуть, если «Маяк» больше не работает?
– Такая ситуация возникла всего в пяти школах, которые работали через оператора перечисления безналичного расчета «Аксиома». На сегодня в городе есть программа социальной поддержки, которая касается как раз возврата денег в сложившейся ситуации. Для возврата средств нужно обратиться к руководству школы, написать на имя директора заявление, предоставить копии документов, что обратившийся является законным представителем ребенка, и указать номер лицевого счета, на который перечислят средства. Школа сформирует пакет документов, передаст их в финансовое управление, и родителям возвратят переведенные средства.
– А как быть в остальных случаях? Сегодня ведь наличка в школьных столовых не принимается, вся оплата ведется через специальные карты школьников. Если в школе с ноября сменится оператор питания, нужно ли менять эту карту?
– Нет, не нужно.
– С этого года все ученики до четвертого класса должны быть обеспечены горячим питанием. Из-за этого выросла нагрузка на столовые?
– Да, нагрузка увеличилась. Раньше питание было по заказам, индивидуально, а сейчас – для каждого ученика начальной школы. В крупных школах учеников с первого по четвертый классы – до 500 человек. Тяжело приготовить такой объем. Есть определенное меню, по которому нужно кормить школьника. Кстати, оператор питания свое меню должен согласовать и с Роспотребнадзором, и с руководителем образовательного учреждения.
– Есть какие-то общие требования к питанию в школах? В Барнауле, например, родители были возмущены, что в обеды не включили мясные блюда. У нас как?
– У нас есть мясо в меню. Этот вопрос мы сразу оговаривали на предварительном совещании по организации горячего питания: завтраки и обеды должны быть полноценными, с обязательным присутствием мясных блюд. При этом в обед в меню появляется еще и суп. Мы изначально выступали за то, чтобы у ребенка был выбор. Например, ребенок может не любить мясное, но он хотя бы в этот день съест кашу. Или наоборот.
Примеры завтраков и обедов от бийских операторов школьного питания.
Еще одно требование: то, что приготовлено утром, в обед не подается – к обеду готовятся другие блюда. Например, если на завтрак давали макароны, то в обед этих макарон уже не будет. Все будет приготовлено свежее.
– Тем не менее порой звучат жалобы, что детям не нравится то, что предлагают в школьных столовых.
– В плане вкуса сильно не разбежишься. Тот набор продуктов, который утвержден Роспотребнадзором, не располагает к тому, что многие дети привыкли есть дома. Это различные кетчупы, майонезы, жирные продукты, приправы. А в школе питание должно быть полезным, сбалансированным. Насколько оно будет вкусным, зависит от повара.
– А поиском кадров для школьных столовых есть проблемы?
– Да, мы ежегодно сталкиваемся с такими трудностями. И я, когда работала директором школы, тоже сталкивалась с этой проблемой – мы не всегда знали, какая бригада к нам зайдет с сентября. Беда в том, что к операторам школьного питания повара приходят на сезонную работу, а летом – достаточно длительный период – они находятся в отпуске без содержания. И каждую осень возникает вопрос: вернется повар или нет? Бывает, что приходят новые бригады поваров, и надо с самого начала начинать работать над качеством.
– Школа № 17 на этом фоне выгодно отличается?
– Это единственная школа, которая решила работать по принципу самообеспечения, не через оператора. Там повара приняты в штат. А это гарантированная заработная плата, стабильность. Вне зависимости от того, ввели ли дистант, ушли ли школьники на каникулы, люди будут получать хотя бы минимальную, но гарантированную заработную плату. А в остальное рабочее время ее размер зависит от объема и качества.
Ну вот кому это интересно - чем кормят школьников? Что постоянно одно и тоже муссировать? Кормят и уже слава богу))