Есть в культурной истории города одна короткая, но очень славная страница.
В начале 60-х годов на подмостках Бийского драмтеатра работала музыкальная комедия. Это был первый в крае театр такого рода, в репертуаре которого были веселые и легкие музыкальные пьесы – оперетты.
Ощущение праздника
Ничего подобного в Бийске больше никогда не было. И, несмотря на то, что театр просуществовал всего четыре года, бийчане до сих пор вспоминают о нём с чувством тёплой ностальгии. Вспоминают, как беззаботно и радостно звучала музыка, какие были костюмы у актрис, как солировали мужские и женские голоса, как встречали артистов зрители.
- Вы знаете, прошло уже больше 50 лет, а в моих воспоминаниях осталось чувство праздника, - делится с нами театрал Валентина Зыкова. – В зале был всегда аншлаг. В день представления билет уже было никогда не купить – нужно было побеспокоиться за день или за два.
- Если вы зашли бы в театр в то время, то первое, что вы услышали бы – это то, как оркестранты репетируют, - вспоминает Юна Соловьева, актриса оперетты, помощник режиссера. – Они приходили раньше всех и раньше всех приступали к работе. Чуть позже приходили артисты оперетты и сразу начинались репетиции: кто распевался, кто танцевал… Потом выходили на сцену.
Бийску повезло
В Барнауле тогда не было подходящего места для размещения такого театра. Первый музыкальный ансамбль начал работать в Горно-Алтайске, а затем артисты переехали в Бийск и объединились с труппой драматического театра. Официально театр музкомедии открылся 1 октября 1960 года. Но вот работа по подготовке спектаклей началась гораздо раньше – в 58-59-м годах. В Бийск тогда приехали несколько вокалистов и артистов балета, а также дирижер Джон Амирагов и главный режиссер Павел Алдахин. Они усердно занимались тем, что приглашали солистов и артистов хора, балета и музыкантов оркестра из разных городов России.
- Мы приехали в Бийск в 60-м году в августе, - говорит Юна Соловьева, – приехали из Иркутска. Здесь уже был почти укомплектован штат, но артисты все еще съезжались. И в сентябре уже начались репетиции.
- Труппу артистов в наш театр оперетты набирали со всей России, - рассказывает театрал Мальвина Ермушина. – Артисты были – профессионалы своего дела – солистов набирали, кордебалет, оркестр. А уже в 1960 году Постановлением Алтайского крайисполкома Бийский музыкально-драматический театр получил статус Алтайского краевого театра музыкальной комедии.
Новые лица
В театре появились молодые актеры, которые стали впоследствии признанными мастерами сцены и посвятили театру всю творческую жизнь. Это Петр Рябов и Валентина Герасимова, Алексей Богородицкий, Новелла Гутнева, Валентина Прогунова. В музыкальных постановках принимали участие и актеры, ранее участвовавшие только в драматических спектаклях.
- Тогда с нами была еще Мара Агеевна Генералова, - говорит Юна Соловьева, - она была организатором – могла собрать всех пока еще не знакомых друг с другом людей в один коллектив.
- Позже в Бийск приехала Тамара Логунова из Москвы – по приглашению Джона Амирагова. Наверное, год или больше она солировала здесь в опереттах. А позже уже довелось нам с мужем быть в Москве, и мы пошли на оперетту. И в программке была ведущей актрисой указана знаменитая Татьяна Шмыга, а дублировала ее Тамара Логунова, - говорит Мальвина Ермушина.
Театр открылся большой яркой премьерой – спектаклем «Поцелуй Чаниты». Это легкая пьеса с южным латиноамериканским акцентом. Очевидцы вспоминают, что это была одна из самых запоминающихся постановок молодого театра оперетты.
- Конечно, за много лет уже не помнишь все детали, но премьеру «Поцелуй Чаниты» мне кажется, помнят многие театралы того времени, - вспоминает Валентина Зыкова. – Такая освещенная сцена, яркие костюмы, у девушек были очень красивые юбочки, так они красиво танцевали – настоящий праздник!
Юна Соловьева вспоминает, что на премьеру билетов было не достать совсем. Да и зал тогда был на 760 мест – а сейчас, для сравнения, на триста с небольшим.
- Мы жили рядом с театром, в доме на Советской, 27, - говорит Мальвина Ермушина, - поэтому первыми видели афиши и ходили на каждую премьеру. Постановки были великолепные – я никогда не слышала, чтобы кому-то не понравился спектакль! Всегда был полный зал.
Что наша жизнь? Игра!
Актеров оперетты, да и сам жанр, в советское время часто обвиняли в недостаточной серьезности, в легковесности сюжетов и музыки. Но этот якобы легкий жанр требует от актеров невероятного напряжения – точно такого же, как и от игры в драматических постановках. Оперетта сложна тем, что здесь не только говорят, но еще и поют, и танцуют. А труппе бийского музыкального театра было сложно еще и в том, что практически все актеры были не знакомы между собой, приехали из разных мест. Многие жили в комнатах с подселением в так называемом «Доме актеров» – на Советской, 27.
- Квартиру каждому дать отдельно не могли – не было такой возможности, артисты театра жили с подселением. И лично мне довелось жить в одной квартире вместе с режиссёром театра Джоном Амираговым, - вспоминает Мальвина Ермушина. – Поесть у них вечно не было, они всегда были в театре. Такое впечатление, что артисты – они не ведут оседлый образ жизни, вся жизнь в переездах.
Заядлые театралы тех лет с удовольствием вспоминают великолепные костюмы артистов балета и солистов, а также красочные и атмосферные декорации. Все делалось на невероятном высоком уровне. После открытия только за два театральных сезона труппа музкомедии создала 12 ярких и не похожих друг на друга спектакля: «Свадьба в Малиновке», «Веселая вдова», «Сильва», «Летучая мышь», «Цыганская любовь», «Курортное знакомство» и другие.
– У нас за период от отпуска до отпуска выходило три-четыре спектакля, - говорит Юна Соловьева. – Работы, репетиций было много. И потом, они уже приехали с багажом – и дирижер, и режиссер, - поэтому они уже знали, что именно будут ставить.
А летом 1963 года на сцене краевого театра музыкальной комедии состоялось рождение первого в истории театрального искусства Алтая профессионального балетного спектакля – 22 августа зрители увидели балет Адана и Делиба «Корсар». Осуществил постановку молодой балетмейстер Николай Громов, с именем которого отныне и на четверть века будет связана история краевого театра музыкальной комедии и хореографического искусства Алтая.
В Барнаул!
Однако в 1964 году было принято решение перевести театр музыкальной комедии в Барнаул. Для городских театралов это была настоящая трагедия – уезжали любимые солисты, режиссер и дирижер, музыканты. Бийская сцена буквально осиротела.
- Когда прошел такой слух, что театр у нас забирают в Барнаул, население Бийска было страшно возмущено, - вспоминает Валентина Зыкова. – Комсомольцы ходили с плакатами, брали театр в кольцо: «Не отдадим театр!» Но, конечно, спорить с краевым решением никто не стал…
Это были славные, музыкальные, невероятные по экспрессии четыре года, за которые театралы и любители жанра оперетты могли насладиться музыкой, радостью и прекрасными партиями солистов оперетты и балета.
Актриса Новелла Гутнева вспоминала:
- Театр у нас был голосистый! В Бийске нас так любили, что все спектакли проходили с аншлагами. А потом еще долго, когда мы приезжали в Бийск из Барнаула на гастроли, бийчане с гордостью говорили: «Это НАШ театр!»
Сейчас Алтайский государственный музыкальный театр – единственный профессиональный музыкальный театр на Алтае. Он работает в краевой столице. Но по факту это тот самый наш, бийский, театр оперетты.
В июле 1964 года труппа переехала в Барнаул. Директором театра стал (и 10 лет оставался на этом посту) Иван Оганесович Налбандов. В ноябре 1964 года Алтайский краевой театр музыкальной комедии открыл свой первый барнаульский сезон опереттой Б. Мокроусова «Роза ветров».
Наша справка
Юна Соловьева, актриса. Начала творческую деятельность в Бийском театре в 1960 году. Обладая миниатюрным телосложением, невысоким ростом и поставленным голосом – дискантом, эта актриса прочно заняла амплуа травести в театре. В последующие годы сыграла множество характерных ролей. Последней работой Юны была роль актрисы Ровинской из «Ямы» Куприна. Работала помощником режиссера и сейчас по мере сил служит театру.
Очень приятная и познавательная статья ...А кто сейчас мешает возрождению ????