Муниципалитет Бийска получил предписание: провести сплошные рубки вдоль границ жилой застройки в целях пожарной безопасности.
Под ударом почти все Заречье
Улиц, где могут провести сплошные рубки, набирается немало: Пушкина, Лермонтова, Лесная Поляна, Ягодная, Раздольная, Кожзаводская, Белинского, Тургенева.
Площади, которые могут вырубить, тоже впечатляют. Ширина противопожарного разрыва, формируемого сплошной вырубкой, - от 15 до 50 метров.
При этом о 15 метрах речь идет не всегда. Например, согласно СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», расстояние от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров.
Такое предложение пожарных, мягко говоря, повергло в шок не только местных жителей, уже знающих о предписании, но и представителей городской администрации, Думы и самих лесников.
– У нас, выходит, на большинстве улиц Заречья такие вырубки должны пройти. Граждане, которые там живут, недоумевают: с чем это связано? Да, противопожарные меры. Но люди тут не вчера поселились, многие по 30–40 лет живут. Мы же получим волну протестов, если к этому приступим, – говорит Борис Ляшенко, главный специалист Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Бийска.
С ружьем и ОМОНом
Борис Николаевич вспоминает, что с чем-то похожим Бийск уже сталкивался в 2014 году. Конфликтов тогда избежать едва удалось.
– В 2014 году прореживание леса собирались проводить на улице Тургенева. Это же страшно было: люди выходили чуть ли не с ружьями! Даже ОМОН приходилось вызывать, – говорит Борис Ляшенко. – Это был действительно социальный взрыв. Лесники тогда просто забрали технику и уехали. Сказали, мы не должны воевать с людьми. И были правы.
Не дали рубить лес и у санатория-профилактория «Нина», подведомственного Бийскому олеумному заводу. Предприятие просто выставило там охрану и не пустило лесников. Деревья остались на месте.
Так что самыми масштабными для Бийска остаются рубки на АБ, когда деревья убирали для создания противопожарного расстояния от ЛЭП.
Срубили – построили – срубили
В Бийске тема вырубки лесов всегда воспринимается населением крайне болезненно. Всякий раз, когда ведутся рубки – в Заречье или на АБ - соцсети буквально наводняются фото и криками SOS. В ООО «Леспромэкпорт» – арендаторе бийских лесов ситуацию, как правило, комментируют так: то сухостой убирают, то с сосновой губкой и прочими вредителями борются.
Теперь же вырубить могут деревья все – и больные, и здоровые. Подчистую.
Стоит отметить, что нынешняя сложившаяся ситуация – как раз тот случай, когда неравнодушные бийчане и «Леспромэкспорт», обслуживающий городские леса, могут оказаться по одну сторону баррикад, ведь лесники и сами против таких рубок.
– Если мы будем выполнять это предписание и проводить сплошные рубки шириной в 50 метров, то у нас от лесов практически ничего не останется, одни полоски. Мы так все Заречье «выкосим», – говорит Данил Голотвин, директор предприятия «Леспромэкспорт». – И где гарантии, что потом на месте этих вырубок не появятся новые застройки и нам придется от них еще 50 метров отступать? Лес здесь существовал исторически. Зачем его вырубать? Дома же не предлагают убрать, чтобы это расстояние соблюсти.
Вроде не сгорим
Сами лесники рассказывают, на их практике такие требования – чуть ли не впервые. Бийчане не только занимаются обслуживанием городских лесов, но и работают в других муниципалитетах, например в Троицком, Быстроистокском районах. И там выпластать половину леса подчистую вокруг сел никого не заставляют. Возможно, пока.
Леса Бийска.
В Бийске вопрос рубки деревьев вдоль границы построек поднимался и прежде, но тогда удалось прийти к консенсусу.
Оказывается, с чем-то похожим надзорные органы выступали еще лет семь назад, во времена руководства администрацией города Николаем Нонко. Тогда посидели, подумали и пришли к тому, что достаточно будет организовать противопожарные заслоны. Что это такое, поясняет Данил Голотвин:
– Верховой пожар не может существовать без поддержки низового пламени. Чтобы его избежать, мы убираем весь горючий материал – сухостой, ветки, прокладываем систему минерализованных полос. И в специализированной литературе пишут, что такие противопожарные заслоны – это и есть противопожарные расстояния.
Кстати, в целом для лесов существует своя градация пожароопасности.
Наши леса «трудоустроены»
Теперь, собственно, о самих лесах. Они у нас не просто есть. Они еще и работают.
В 2009 году леса, находящиеся на территории Бийска, были выведены из Гослесфонда и переведены статус городских защитных лесов. Это же закрепили и в Лесоустроительном регламенте. Кстати, тогда вовремя подсуетиться успели не все муниципалитеты. Бийск, еще во главе с Анатолием Мосиевским, успел и «застолбил» свои леса именно как защитные. Основная функция – выработка кислорода, защита от ветров и пыли, а также создание в городе благоприятной экологической обстановки.
На это обращает внимание комитет Думы Бийска по строительству и земельным отношениям. На его заседании как раз рассмотрели вопрос противопожарных разрывов, которые муниципалитет обязали организовать. Оказалось, что документации и нормативной базы по этой теме столько, что порой документы противоречат сами себе. И ориентироваться нужно на те из них, юридическая сила которых выше, то есть они находятся в приоритете. В российской законодательной системе это кодексы, в этом конкретном случае Лесной.
Рубить нельзя
– В предписании указан факт несоответствия противопожарного расстояния нормативным требованиям. По смыслу предписания необходимо принять меры к увеличению этого расстояния путем сплошной рубки лесных насаждений. В то же время Лесным кодексом запрещается проведение сплошных рубок в лесах, выполняющих функции защиты, – говорит Руслан Курасов, депутат Думы Бийска, председатель профильного комитета. – Леса, непосредственно граничащие в Бийске с территорией физических и юридических лиц, относятся именно к этой категории, что подтверждается письмом «Леспромэкспорта» и другими нормативными актами.
То же прописано и в Правилах пожарной безопасности: «Меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками».
– В защитных лесах сплошные рубки запрещены, – говорит и Данил Голотвин, которого, по сути, побуждают именно к этому. – Мы сейчас пытаемся разобраться, насколько такой запрет налагается на противопожарные разрывы, и пока понимаем: сплошная рубка в наших лесах будет незаконной однозначно. Это чума – тому, кто назначил, и тому, кто рубил.
Рубить что-то здесь может оказаться себе дороже.
Кстати, недавно возбужденное уголовное дело в отношении начальника краевого Управления лесами Владимира Черных как раз связано с такими рубками лесных насаждений в защитных лесах для прокладки противопожарного разрыва.
Город будет не узнать
– Мы со своей стороны готовы проводить компенсирующие мероприятия, чтобы предупредить возможный переход пожара с леса на строения – рубку до полноты 0,6, насаждение трудногорючими породами, чистка сухостоя, организация минерализованных полос. Но не сплошные вырубки, – говорит Борис Ляшенко.
Удастся ли договориться и отменить пункт об обязательных сплошных рубках в черте города, пока непонятно.
Взять хотя бы улицу Садовую, где расположены Центральная городская больница, психбольница и роддом.
Когда место под застройку больничного комплекса выбиралось, на Заречье остановились как раз из-за непосредственного соседства с лесами. Тишина, спокойствие, да еще и фитонциды от хвойных деревьев.
Те, кто предпочел жить не в многоквартирных домах, а «на земле», тоже руководствовались теми же принципами: хотелось жить ближе к природе, к лесу.
Если начать рубить здесь, внешний вид Заречья изменится до неузнаваемости.
Вот как выглядят «переговоры» с пожарными сейчас. Возьмем, например, пятиэтажку на улице Пушкина. В Управлении ГОЧС совместно с надзорными органами там проводили замеры буквально до сантиметра. Вот дом, а вот сосна. Не положено. Вырубайте. И еще 15-метровую полосу за ней.
И так – везде. Не исключено, что потом та же тенденция коснется квартала АБ.
– Именно такие сплошные рубки наносят наибольший урон, – уверен Руслан Курасов. – И что особенно страшно, вырубки сегодня ведутся с такой скоростью, что мы не успеваем восстанавливать леса. Мы наблюдаем переруб, то есть деревьев уничтожается больше, чем вырастает за год. А это ведет к истощению лесных ресурсов. Защита их, напротив, является важной экологической задачей. Люди сегодня выходят отстаивать парки, зеленый зоны. Мы уже пришли к пониманию, насколько это важно для города, для каждого из нас. А сейчас под угрозой целая экосистема Бийска.
Это кто на фото в синем костюме? Директор????