Пограничник вспомнил годы службы и как воевал в Афганистане и Таджикистане
Дмитрий Сдобин родом из Перми, он – офицер в третьем поколении. Его предки всю жизнь служили государству: дедушка – в НКВД, отец – в КГБ. Поэтому для юного в то время Дмитрия выбор будущей профессии был очевиден, ведь все его детство проходило в окружении военных. Сейчас он начальник Управления ГОЧС и ПБ Бийска, но когда-то служил в погранвойсках, а также воевал в Афганистане и Таджикистане. Открыв альбом с фотоснимками, Дмитрий Юрьевич погрузился в воспоминания и поделился ими с корреспондентом «БР».

Первый пограничник
– Горжусь своей семьей. Папа мало рассказывал о своей деятельности – служба не позволяла. В боях он не был, но участвовал в контрразведывательных операциях. Дедушка же по отцу был награжден боевым орденом Великой Отечественной войны, служил в Смерше, – вспоминает он. – Дедушка по маме хоть и не смог принять участия в боевых действиях, но в то время ремонтировал паровозы и пушки в Новосибирске. Один из предков проходил службу в Брестской крепости, пропал без вести. Мамин родной брат воевал на Даманском полуострове.
Так, подготовка к службе у Дмитрия Сдобина началась еще в детстве – постепенно и незаметно. Вместе с семьей они жили в военных городках, поэтому дети офицеров часто общались с солдатами и перенимали у них различные навыки, например, сидя с военнослужащими, они учились чистить, собирать и разбирать оружие.

После окончания школы нужно было идти учиться дальше. Тогда Дмитрий Юрьевич поступил в Высшее пограничное командное Краснознаменное училище КГБ СССР в Алма-Ате и стал первым пограничником в семье.

В институте детей офицеров объединяли в один взвод, по словам педагогов, они уже имели определенную базу знаний. Как утверждает Дмитрий Сдобин, пограничники должны уметь все, ведь их основная задача – охрана и оборона государственных границ.

– В эти войска попасть не так просто, сюда кого попало не берут, – резюмировал бийчанин. – Нас обучали верховой езде и кинологии. Почти каждый курсант был юристом. Во время горной подготовки нас вывозили в Заилийский Алатау, где проводили обучение не простые инструктора, а те, кто поднимался на Эверест. Там же вместе с офицерами, уже служившими в горных подразделения, мы отрабатывали стрельбу, поиск и задержание нарушителей, а также уничтожение диверсионных разведывательных групп. Во время боевой подготовки нас учили ездить на БМП, БТР и вести стрельбу из всех видов оружия.
Не думали о себе
После окончания училища большая часть курсантов по распределению попадала в Среднюю Азию и на Дальний Восток. Так Дмитрий Сдобин в звании лейтенанта отправился в Петропавловск-Камчатский, где стал заместителем начальника заставы.

На тот момент у молодого офицера уже была семья – жена и новорожденная дочка, которая появилась на свет на заставе. Однако его служба здесь быстро подошла к концу – пришла телеграмма, которая разлучила его с семьей на целых два года. Тогда Дмитрия Юрьевича отправили в Афганистан.
– Семья на заставе не осталась. Я проводил их до Новосибирска, передал родственникам, а сам отправился Ашхабад, где меня определили в первую мотоманевренную группу Тагтабазарского пограничного отряда, – поделился пограничник. – Жили в кишлаках на территории Афганистана. В основном мы занимались поиском и уничтожением диверсионно-разведывательных групп, проникших на нашу территорию.

Еще в училище пограничников психологически готовили к этому моменту: офицеры говорили, что многие могут попасть в Афганистан. Поэтому курсанты заранее знали, чем им предстоит там заниматься. Однако несмотря на это, военным все равно было страшно, когда они попали в Афганистан. Кругом шла война, опасность преследовала их на каждом шагу. Тогда стиснув зубы и взяв себя в руки, они всегда двигались уверенно вперед, ведь нельзя было подводить товарищей.

– Были стычки, обстрелы и травмы. Но когда на тебя возлагается определенная ответственность за жизнь других людей, о себе думаешь в последнюю очередь, – кратко пояснил пограничник. – Когда был вывод войск из Афганистана, мы охраняли подразделения на Кушке, чтобы моджахеды не смогли провести террористические акты против наших солдат, возвращавшихся домой.
Там, где погиб Токарев
После Афганской войны Дмитрий Сдобин вернулся на Камчатку и воссоединился с семьей. Затем его распределили на новое место – в Магаданский пограничный отряд, где он стал начальником заставы. Жена и дочка отправились вслед за ним. Однако в 1994 году их семью снова разлучила очередная
телеграмма.

– Тогда шли боевые действия в Таджикистане и нужно было усилить границы. В этот раз семья осталась на заставе, а я уехал, но уже на меньший срок – восемь месяцев, – рассказывает бийчанин. – Приехали на направление, где в этом же году погиб Вячеслав Токарев. Тяжелое время было для всех – бандиты настойчиво пытались взять инициативу в свои руки.
Семья каждый раз переживала за него, но с пониманием относилась к его службе. Расставаясь надолго, они поддерживали связь как могли – писали письма и звонили друг другу.
– Жена и дочка всегда были со мной. Сколько переездов и полетов было, сколько всего им пришлось пережить! Приходилось ночевать в аэропортах и даже у чужих людей. Поэтому я горжусь своей семьей, они моя опора и поддержка. Любой офицер скажет, что семья – самое главное. Мы служили и воевали в первую очередь ради них, – с теплотой говорит наш герой.
Так, среди фотографий, которые показывал Дмитрий Юрьевич, промелькнул снимок, где он в форме, а на его груди висят награды. На вопрос, что за награды, ответил кратко: боевые за Афганистан и Таджикистан.

В подробности того времени Сдобин предпочел не вдаваться, но из его рассказов было понятно: за время службы он повидали многое.
Стряпали пироги и торты
Помимо своих основных задач пограничники ежедневно занимались спортом. Однажды на одной из позиций они организовали мини-тренажерный зал, сделав штангу из подручных средств. Так с помощью ежедневных физических упражнений они повышали свою выносливость, ведь во время службы могли возникнуть непредвиденные обстоятельства. Порой не всегда была возможность передвигаться на машинах, поэтому военным приходилось идти пешком, преодолевая большие расстояния с вещами на плечах.

Несмотря на опасность, которая всегда таилась на границе, пограничники жили обычной жизнью – у них были семьи, они занимались рыбалкой, охотой, а по вечерам дружно лепили пельмени и стряпали пироги. Они, как и все, отмечали праздники и даже готовили торты на дни рождения.
– Из сухпайков, которые выдавали пограничникам, мы откладывали сгущенку и печенье, а на праздники смешивали эти ингредиенты и получался торт, – вспоминает бийчанин. – А однажды мне на службе дали задание найти на Новый год елку. Однако в той местности они не росли. Но раз мне офицер поставил задачу, ее нужно обязательно выполнить, и я принес дерево. А вот другие уже украшали его.
Пограничники – одна семья
Пройдя Афганистан и Таджикистан, Дмитрий Юрьевич продолжил служить, повышая свое звание. Закончил он военную карьеру в Магадане. Ушел на пенсию в звании подполковника и переехал в Бийск. Здесь вместе с женой устроился работать в школу, а после ему предложили место в Управлении ГОЧС и ПБ.

По словам Дмитрия Юрьевича, пограничники – одна большая семья. Несмотря ни на что, дружба их продолжается даже после службы. Однако есть день, который объединяет их всех еще больше, – День пограничника. По этому поводу 28 мая в Бийске традиционно состоялся ряд мероприятий. В этот день пограничники собираются вместе, посещают мемориал Славы и памятник пограничникам, где возлагают цветы. Затем они отправляются на Нагорное кладбище, чтобы навестить могилу Героя России Вячеслава Токарева.