Спектакль основан на хороших французских комедиях
Историю одного злого розыгрыша не раз ставили лучшие театры России и Зарубежья, а многие из нас смотрели «Ужин дураков» по телевизору. И только здесь, на сцене бийского театра, решились ее переосмыслить, не меняя текст и не добавляя декорации: лишь чистая игра актеров и уместные ремарки режиссера.
Каждую среду Пьер Брошан устраивает с друзьями потешные ужины, куда приводят простого, доверчивого человека, над которым можно посмеяться. Но однажды все идет не по сценарию, и очередной «дурак» становится для Пьера его спасителем.
Артем Фоменко, режиссер и артист Бийского драматического театра сознается: в этой пьесе нет ничего новогоднего, и в большей степени, выбор на нее пал из-за возможности вновь рассказать простую человеческую историю.
– «Ужин дураков» – это достаточно известный когда-то фильм 1998 года, сам в детстве его смотрел неоднократно. Но в этой вещи я увидел несколько больше, нежели чем просто – французскую комедию: легкую и изящную. Нашему зрителю мы представим историю, которая в какой-то момент наполняется простой человеческой болью. История эта по сути страшная: человека приглашают в гости, над ним издеваются и в нем происходит некое чудо, – рассказывает Артем Фоменко.
Франсуа Пиньон, невзирая ни на что, все-таки помогает человеку, издевавшемуся над ним, обрести надежду на лучшую жизнь.
Артистов в пьесе всего лишь семь, и в большей степени – это мужская история. Общение двух главных героев Франсуа Пиньона (Дмитрий Коновалов) и Пьера Брошана (Борис Васютин), основано на остроумных диалогах. Также в спектакле задействованы Олег Клячев, Юрий Пашинин, Анастасия Орлова, Ксения Бушманова.
В этом спектакле декорации не несут символического значения: потому что это не абсурд, не философская вещь, а в большей степени рассказ о жизни Пьера. Действие происходит его квартире: поэтому декораторы постарались создать холодное мужское пространство.
– Мы с художником назвали его «пространство одинокого Бога», – говорит режиссер постановки. – И декорации здесь – в большей степени для антуража. Мне бы хотелось, чтобы люди увидели в этой вещи чуть больше: да, в тексте много юмора – Франсис Вебер прекрасный драматург и мастерски владеет словом. Даже несмотря на то, что он француз, а пьеса – на русском языке, юмор сохранился в достаточной степени. Как я назвал ее – "комедиотизм", и это тоже правильно. Но помимо этого, появился совершенно другой посыл, чтобы это было не просто увеселение, в первую очередь, должна прозвучать история, чем театр и должен заниматься.
Олег Клячев, артист Бийского драматического театра:
– Чтобы сохранить интригу, скажу, что я играю небольшую, но очень важную роль, которая подчеркивает основных персонажей. У меня была задача показать, что налоговые инспектора – тоже люди.
Дмитрий Коновалов, артист Бийского драматического театра:
– Сам персонаж Франсуа Пиньон добряк, наивный, открытый человек. Он пытался быть честен прежде всего, с самим собой. Чтобы вжиться в роль, я даже попробовал хобби моего героя – делать домик из спичек. Не знаю, как Франсуа создавал домики из 68 тысяч спичек, дома я освоил всего триста спичек и потерялся.