Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Взгляд в прошлое без печали: некрополист рассказала о кладбищах Бийска

Все существующие в Бийске некрополи (кроме Северного кладбища) являются закрытыми. Но закрытые – не значит забытые и разрушенные

Кладбище – это особенное место. Для отдельных людей атмосфера кладбища является угнетающей. Кто-то считает, что бывать на кладбищах лучше как можно реже или не бывать совсем, чтобы не вспоминать о грустном.

А что, если посмотреть на кладбища иначе? Сделать это помогут некрополисты – люди, увлекающиеся поисково-исторической работой с могилами. Евгения Жданова – одна из таких людей. Она изучает историю и современность похоронной индустрии разных стран мира. Особый интерес у неё к кладбищам Бийска. Чем они занятны, Евгения рассказала «БР».

Не хобби, а наука

- В  любом городе, у каждого погоста есть своя история, свои тайны и легенды. Старинные некрополи многогранно отражают национальную культуру региона.

Благодаря кладбищам можно многое узнать об истории той или иной местности, о жизни и судьбах живших там людей. Исходя из этого, мне кажется, что кладбище – это место связи поколений,  место, где можно узнать много  нового об истории родного города или края. 

Существует даже специальная наука, некрополистика.  Главным предметом исследования некрополистики являются кладбища, их описание, изучение и сохранение.
Фото: Анна Сабанова

Междисциплинарно некрополистика взаимодействует  с различными науками, например, архитектурой, искусством, краеведением, генеалогией, эпиграфикой и многими другими.

Когда-то в России  некрополистика была хорошо известна и относительно развита. Публиковались как отдельные статьи, так и фундаментальные сводные труды по центральным и провинциальным некрополям Российской империи. Однако, в советское время подобные исследования стали считаться не соответствующими идеологии того времени. Антирелигиозная пропаганда, закрытие и уничтожение тысяч церквей,  монастырей, некрополей и погостов привели к утрате огромного пласта национальной исторической памяти.

Фото: Анна Сабанова

Возрождение интереса к некрополистике произошло в 1990-2000 годах. Было создано много сайтов, издано большое количество книг, посвященных как общим некрополистическим исследованиям, так и отдельным конкретным кладбищам.  Так, многие современные исследователи-некрополисты «выросли», изучая книги В.Ф. Лапы, Д.И.Фикса, А.В.Кобака, Ю.В.Пирютко и сайты «Новодевичье кладбище», «Могилы знаменитостей», «Они тоже гостили на земле…» и других.

В 2007 году было создано Российское общество некрополистов. В своей деятельности общество ставит множество задач, среди которых: поиск могил людей, оставивших заметный след в истории определенного региона или всей страны;  обеспечение сохранения подобных захоронений; составление реестра могил, нуждающихся в реставрации и уходе и так далее.

На кладбищах есть жизнь

 - Некрополисты  -  люди совершенно разных профессий, но всех их объединяет одно – большая любовь к истории и культуре.

Исследования некрополиста (неважно, в каком регионе и на каком кладбище), это всегда – про жизнь.  Это возможность сохранить память о тех людях, которые жили когда-то, которые оставили свой след в истории или  чьей-то судьбе, даже если  они забыты или их имена не настолько известны большинству.

Фото: Анна Сабанова
Город Бийск – один из старейших городов Западной Сибири, здесь жили многие интересные личности, поэтому  городские кладбища, безусловно, представляют определённую историческую ценность

Например, в городе находится один из старейших некрополей Западной Сибири – Вознесенский (Старое нагорное кладбище).  Согласно исследованиям захоронения в этом некрополе проводятся с 70-ых годов XVIII века. Известно, например, что в Новосибирске, Барнауле, Томске, Кемерове, Новокузнецке некрополи тех же лет разрушены, на их месте построены парки, заводы, дома.

Вознесенское кладбище
Вознесенское кладбище
Фото: Евгения Жданова

Именно на этом кладбище нашли свой последний приют известные в Бийске в XIX – начале XX века личности, которые когда-то сделали город заметным торговым и православным центром Сибири. Это представители всех наиболее известных купеческих семей Бийска, предприниматели, меценаты, почётные граждане города: Ассановы, Осиповы,  Сычёвы, Кузнецовы, Бахтины, Пискарёвы, Андреевы  и многие другие представители бийской интеллигенции.

Могила Василия Николаевича Осипова
Могила Василия Николаевича Осипова
Фото: Евгения Жданова

На некогда существовавшем в заречной части города Покровском кладбище похоронен Вацлав Ярузельский – отец первого президента посткоммунистической Польши Войцеха Ярузельского. Войцех Ярузельский имел большое желание найти могилу отца и обращался за помощью к бийским органам власти. 

Захоронения на Покровском кладбище перестали производиться с 50-х годов, а к концу XX века кладбище пришло в запустение и на его территории стали возводить различные постройки, в том числе, пятиэтажный жилой дом.

Точное местонахождение могилы Ярузельского-старшего пока установить не удалось.

На Заречном кладбище был установлен кенотаф Вацлаву Ярузельскому (кенотаф - памятник, считающийся надгробным, но находящийся там, где не содержатся останки покойного, - прим.Евгения Жданова), а также коллективный памятник полякам, умершим в Бийске в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Польские памятники
Польские памятники
Фото: Евгения Жданова

В мае 2005 года Войцех Ярузельский посетил Алтайский край и побывал на Заречном кладбище в г. Бийске, где возложил цветы к вышеназванным памятникам.  В городе бывшего польского президента встречали  губернатор Алтайского края Михаил Сергеевич Евдокимов, ветераны Великой Отечественной войны, представители польской диаспоры.

Войцех Ярузельский и Михаил Сергеевич Евдокимов
Войцех Ярузельский и Михаил Сергеевич Евдокимов
Фото: zolotoslovo.ru
На сегодняшний день все существующие в Бийске некрополи (кроме Северного кладбища) являются закрытыми.  Но закрытое – не значит забытые и разрушенные.

На всех кладбищах продолжают производиться захоронения, правда, только рядом с существующими семейно-родственными могилами. Погребения совершаются в пределах установленных оград, при наличии достаточного места для новой могилы.

Уберечь кладбища от гибели

 - Многие краеведы продолжают изучение истории и тайн  как разрушенных, так и существующих в настоящее время бийских кладбищ. Далеко не до конца изучены некогда существовавшие в городе конфессиональные кладбища.

Конечно, состояние закрытых бийских некрополей оставляет желать лучшего. Стоит ли их сохранять? Стоит ли продолжать их изучение? Мне кажется, ответ очевиден.

Фото: Анна Сабанова

Историки-некрополисты А.В. Кобак и Ю.М. Пирютко в своей книге «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» отмечают: «Чтобы уберечь исторические кладбища от полной гибели, необходимо заново осмыслить место и значение некрополя в нашей духовной жизни. Некрополь – город мертвых – это пространство особого порядка, сохранение которого в его целостности имеет непреходящее социально-нравственное значение.

Упадок некрополя – симптом духовной болезни всего общества. Надо не только совершенствовать законодательство об охране памятников, но возродить в современном обществе уважительное отношение к самому месту кладбища, выражающему идею связи поколений и исторической преемственности….» И с этим нельзя не согласиться.

Комментарии (21)

1000

Авторизоваться:

Агей Матвеевич

Очень хотелось из этой статьи узнать подробности, чем занимается некрополист Евгения Жданова. Но нет. Половина статьи посвящена расшифровке понятия о науке некрополистике, вторая часть состоит из общедоступных фактов, собранных в интернете, о том, кто похоронен на бийских кладбищах. Автор даже поленилась сделать фоторепортаж с бийского некрополя - сплошной фотоархив. Возникает вопрос: где журналист получал профессию? Ожидал лучшего. Оказалось неинтеренсно. Двойка!

Гость

Уму непостижимо, как другие народы могут обходиться на могилах своей родни без оградок, цветников, столиков и лавочек, а лишь только низенькими надгробиями без портретов на них ?

Гость

А еще неплохо рассказать как навариваются агенты и смотрители кладбища. Подхоронить на закрытом кладбище при наличие документов и родственных связей - неа, нельзя, не по нормам, валите на Северное. Хотя.... если есть 5000 руб - все становится проще.

Пакуда Живой
Гость, ну их навар это сущая мелочь по сравнению с прибылями контор по оказанию ритуальных услуг.
Ответить
Потомственная кошатница

Сделайте фоторепортаж о неофициальном нагорном собачье-кошачьем кладбище.

Гость

Автор, могил Ассановых на Нагорном кладбище нет и быть не может! Сам Ассанов сгинул в застенках ЧК, дети ушли с белыми, и только Мария Андреевна умерла и похоронена в Бийске.

Краевед
Гость, Николай Иванович Ассанов не в застенках ЧК сгинул, а умер в больнице Бийской тюрьмы. Его дочь Людмила уехала с мужем чешским офицером в конце 1919 г. Несколько позже уехал сын Иван, отправленный в лагеря на десятку. Как минимум двое сыновей умерли в 1921 г. от тифа здесь, в Бийске. Зачем мудрить-то?
Ответить
Гость
Краевед, будьте любезны, приведите документы,что могилы Ассановых находятся на Нагорном кладбище,как сказано в этой статье. Один "краевед" вообще публично рассказывает нам байки про штабель из пушек , снятых с крепостей Бикатунской линии, ушедший в Бийске под землю. Знаем мы цену местным "краеведам".
Ответить
...
Краевед, а тюрьма это теперь не застенок, а курорт? И где могила Ассанова? Покажите! Краеведы это такие собиратели баек и легенд. Не надо путать с историками! В Бийске сплошь краеведы. Историков совсем не осталось.
Ответить
Людмила Чегодаева
... , Стоит все-таки разобраться в событиях , при которых за короткий срок практически "вымерла" семья Ассановых. 1. Марья Андреевна Ассанова. Умерла 11 августа 1959 года. Хоронили ее "деды" известной женщины-прокурора Людмилы Ильиничны Захарченко. Она же указала точное место захоронения. Несколько лет назад, при содействии депутата Абрамова-Прокопьева (почти единственное число) на месте захоронения был установлен памятник 2. Три сына Ассановых(Павел, Николай и, по-моему, Михаил) умерли от тифа в период осени 1921 года. Такую информацию подтвердил документально краевед В.Шнайдер, а ранее об этом говорили близкие Марье Андреевне люди. Дети не преступники и, стало быть, на кладбище могли быть похоронены. Не в огороде же? 3. Николай Иванович.Умер от хронического туберкулеза, осложненного многократным тифом и недоеданием. Как сейчас бы сказали умер на этапе следствия, приговор ему не вынесли. Родственники информацию о смерти сообщили через газету, указав адрес Ассанова (современная Куйбышева, 89). Эту информацию подтвердили В.Шнайдер и П.Коваленко. Разве не мог Николай Иванович быть похороненным на кладбище? Людмила. Тут уже ничего не поделаешь: уехала со своим чешским полковником, умерла в 1920 году в Иркутске. «Счастливчик Иван». Самый младший закончил школу, педтехникум, жил и работал в Камне(на Оби), в театре. Был репрессирован в 1938 году, отбывал наказание в Норильске, отбыл, далее его следы теряются. Прочитайте Василия Гришаева «Зек Иван Ассанов». ВЫВОД: большинство членов семьи, как многие граждане, затеряны в безымянных могилах. Помните обращение – «гражданин Романов» Статья, по моему мнению, пустая, но хотя бы всколыхнула читателей и вызвала отклик.
Ответить
Тот самый "краевед"
Гость, судя по всему, байки-то вы рассказываете. Бикатунской линии никогда не было, а была Колывано-Кузнецкая, делившаяся на дистанции. Речи никогда не шло о пушках снятых со всей линии, а только о снятых с упраздненной Бийской крепости. О наличии штабеля орудийных стволов и места его расположения писал в своих трудах уважаемый Сергей Юрьевич Исупов. И конечно же, речи не шло об ушедшем под землю всем штабеле, а только о части орудий. Не забывайте, что в мягкой пойменной почве узкому орудийному стволу массой почти в 2 тонны уйти в грунт раз плюнуть. Вы слышали звон, да не знаете, где он...
Ответить
Кузьмич.

Посещение могил наших предков - -это есть совесть. Совесть и память - это едино.

Гость
Кузьмич., у всех совесть только в родительский день появляется, они просто идут на кладбище по расписанию, потому что так положено по календарю.
Ответить
Гость

Да какая разница, где покоится барыга из далекого прошлого по фамилии Ассанов, наверняка в последние дни своей жизни проклинавший себя за то, что вовремя не эмигрировал с семьей за бугор ? На могилу этого купчины что, паломничество народа сейчас было бы, как на могилу Чаушеску в Румынии ?

...
Гость, только вот здания, построенные бийскими купцами стоят, несмотря на варварское к ним отношение, а от тебя останется только кучка вонючих комментариев в интернете.
Ответить
Гость
... , так, так его ******. Посмел усомниться, гнида, в великих благодеяниях, сделанных купцами для нашего славного наукограда.
Ответить
...
Гость, вообще-то именно благодаря купечеству и развитию торговли с Китаем и Монголией Бийск получил статус города при Екатерине Великой. От других крепостей Бикатунской линии и следа не осталось.
Ответить
Я.
... , Ну считай собственники Ривьеры, Созвездия и т.п. обеспечили себе место в истории-великие люди.
Ответить
Бармалей
... , притормозите, знаток истории Бийска! Куда разогнались?! Какая, к черту, торговля бийских купцов с Китаем и Монголией при Екатерине??? Да, к 1794 г. в Бийске были купцы - 38 человек, не считая их родных и близких. Но торговали-то они в окрестных деревнях, сельцах да крепостцах, с алтайцами под стенами Бийской крепости. Даже в Горный Алтай почти не ходили - не спокойно там было еще, для купцов-то. Только к 1864 г. на реке Чуе образовалась ярмарка, дальше которой купцы и не двигались. В июне 1864 г. на ярмарку прибыл Томский губернатор Лерхе и направил отсюда в ближайший пограничный китайский город Хобдо делегацию в составе офицера, бийского купца Гилева, купеческого сына Смирнова и торгующего крестьянина Зяблицкого для того, чтобы "испытать, не будет ли возможно завести торговые дела нашим купцам прямо с китайцами без посредства монгольцев". А что-то пытаетесь краеведам доказывать.
Ответить
Бармалей
... , почему же не осталось от других крепостей и следа? Крепости дали жизнь селам и деревням. И не только крепости, но и форпосты, пикеты, редуты и даже маяки. К примеру - крепость Катунская стало селом Катунским, крепость Ануйская - селом Ануйским. А на месте Вех-Катунского села был маяк. Ну и так далее. В общем, вам двойка по истории родного края...
Ответить
...

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как пустыня И как алтарь без божества. А.С. Пушкин