Бийчанам предлагают поучаствовать при составлении нового генплана города.
В скором времени начнется разработка главного документа городской застройки – генерального плана.
От романтизма к реализму
Сейчас мы живем по генплану, который разработали в 2009 году, как раз к 300-летнему юбилею Бийска, а приняли его в 2010-м.
До этого город жил по генплану, утвержденному еще в 1992 году. Его разработкой занимался петербургский институт «Ленгипрогор».
К 2008 году, когда началась разработка следующего генплана, было понятно, что таких показателей не достичь. Напротив, город терял к тому времени по 1,5 тысячи человек в год, и это только трудоспособного возраста.
А еще на тот момент в городе сложилась ситуация, при которой многие жилые кварталы оказались в зоне промышленных предприятий. Но там, где раньше были заводы, освобождались огромные территории. Причем не только в промзоне, но и в центре города - где табачная фабрика, например. Тогда было предложено на уровне документов закрепить перепрофилирование площадей бывших предприятий под новую рыночную реальность.
Хотелось быстро и красиво
В генплане 2010 года тоже без «красивостей» не обошлось. По художественным замыслам разработчиков из Петербурга, с которыми работали и местные архитекторы, большое внимание планировалось уделить исторической части Бийска.
Предлагалось обустроить «Бийский Арбат» – сделать в дневное время часть улицы Советской в старом центре в границах от переулка Гилёва до проспекта Кирова пешеходной зоной, а созданную прибрежную зону до улицы Фомченко сделать красивым бульваром с изящными фонарями.
Над музеем Чуйского тракта должен был появиться воздушный переход в виде стеклянного моста, который соединил бы два «берега» Коммунарского.
Однако с творчеством слишком уж поспешили. В Градостроительный Кодекс тогда вносили изменения, и если бы муниципалитеты не успели к этому моменту утвердить генплан, это ограничило бы выдачу разрешений на строительство, капремонты и прочие работы. Поэтому разработка генплана шла в ускоренном режиме, что в дальнейшем городу «аукнулось».
Дома-призраки
За 11 лет, что Бийск живет по нынешнему генплану, нареканий к нему было высказано немало. Прежде всего оказалось, что в двух документах, определяющих планировку города – генплане и правилах землепользования и застройки, очень много несостыковок. Да и в самих документах часто разнятся типы зонирования в графической части, то есть на карте, и в текстовой, то есть описании к ней.
Более того, что написано на бумаге, порой в корне различается с тем, что есть фактически на местности.
– Например, частный сектор в районе старого Зелёного Клина – это Цесовские улицы – по факту относится к жилой застройке. Тут десятилетиями стоят дома, у многих владельцев на руках есть документы, что когда-то землю тут они получили под строительство, земельные участки у них в собственности, – рассказывает Инна Шарабарина, начальник отдела архитектуры и градостроительства. – Но по генплану эти дома стоят в зоне рекреации, то есть в зоне отдыха, парков, зеленых насаждений. Поэтому, допустим, когда дом приходит в негодность, становится ветхим, его нельзя перестроить, поставить новый, потому что исходя из нынешнего зонирования мы не можем дать собственникам разрешение на строительство.
Точно так же в зоне отдыха оказались и дома на улице Верхне-Сибирской, что рядом с отремонтированным сквером в Нагорном.
Похожая ситуация и в Заречье. Там фактическая жилая застройка по генплану оказалась в общественно-деловой зоне. Это касается почти всех домов вдоль улиц Андреевской и Краснооктябрьской.
И таких районов много. Решать вопросы точечно, по заявлениям, конечно, вариант, но когда проблема касается сотен семей, принять комплексное решение быстрее и проще.
Именно это и собирается сделать муниципалитет при составлении нового генплана: поменять подзоны на таких участках города.
Тут – памятник
Еще одна особенность Бийска – большое число охранных зон, и это не всегда связано с промышленными предприятиями или санитарными объектами – скажем, очистными сооружениями.
Речь идет о памятниках архитектуры, которых в Бийске несколько десятков. Вокруг каждого из них – охранная зона, в которой не разрешено проводить строительство и прочие работы, которые могут негативно сказаться на памятнике культурного наследия.
По той же причине в границах охранной зоны не размещаются производственные предприятия, социальные объекты, магазины и спортцентры. Из-за того же в районах с плотной застройкой, например в старом центре, соседи такого памятника не могут даже провести у себя дома ремонт.
Но положа руку на сердце, многие объекты из списка памятников больше похожи на старые завалюшки. Это, конечно, не о наших пассажах, винных складах, особняках купцов, а о накренившихся деревянных домиках. Еще в 90-е годы, когда составляли перечень таких памятников, в него включили побольше зданий в надежде на получение финансирования на их ремонт. Денег не пришло, а вот проблемы появились.
Но даже сами историки говорят, что какой-либо великой ценности отдельные эти памятники не представляют, и достаточно было бы в стенах музея сохранить, скажем, резные наличники с окон, и все. А ведь многие из этих памятников и физически остались разве что в памяти – сгорели или разрушились. Но даже в этом случае законодательство не всегда позволяет использовать этот земельный участок под застройку. А вдруг в будущем тут будет решено проводить археологические раскопки?
– В нынешнем генплане были проставлены рекомендуемые охранные зоны. Но в прошлом году по ним была проведена большая работа – установление их границ на конкретном объекте и постановка на кадастровый учет, – рассказывает Инна Шарабарина. – Таким образом, границы охранных зон меняются, они уменьшаются до границ земельного участка, на котором стоит здание. А значит, снимаются ограничения на соседние участки.
Ближе к фактическому
Сегодня решать все вопросы по генплану приходится точечно, через подачу заявления в комиссию по землепользованию. Только в 2020 году таких было подано более двадцати, и положительное заключение дали отнюдь не по всем. При этом вопросов к генплану по-прежнему много.
Сейчас город готовится к составлению нового генплана. В мэрии рассчитывают, что разработкой двух документов – генплана и правил землепользования и застройки займется один подрядчик, и хотелось бы, чтобы это был местный проектный институт. Так специалистам будет проще выезжать на место, быть всегда на связи с отделом архитектуры и прочее.
Ожидается, что работа начнется в 2022 году, а пока, до конца 2021 года, от бийчан ждут замечания и предложения в проект нового генплана, прежде всего сообщений, где нынешнее зонирование земель не соответствует их фактическому назначению. Так, например, оказалось, что в черте города есть земли сельхозназначения, при том, что под пашни они, разумеется, не используются. Предложения внесут и структурные подразделения администрации. Например, управление образования подскажет, где не хватает школ или садиков.
Ознакомиться с генпланом Бийска можно
У нас три монополиста по строительству, у которых хватаетсил,только на строительство однотипных крольчатников,которые мозолят глаза... Посмотрите как в Барнауле красиво и необычно,а главное быстро возводятся шедевры. Может надо просто поменять этих монополистов и пригласить более компетентных строителей?