Как правило, это вызвано тем, что другие дома, находящиеся на одной ветке с «недогретыми» зданиями, забирают тепла больше, чем им необходимо
Отопительный сезон – то время, когда «климатические» запросы жильцов одного дома сильно разнятся. Одним нужно, чтобы в квартире было жарко «как в Африке», а другие в это время жалуются на таких теплолюбивых соседей, укутывая пледами батареи и открывая окна, потому что им «нечем дышать». Нередко именно такие температурные «излишества» становятся причиной того, что в соседних домах жильцы отмечают заметное похолодание в квартирах – и споров на эту тему меж ними не возникает.
Так было в прошлый отопительный сезон, когда с первыми морозами к теплоэнергетикам возникли вопросы потребителей: почему в их дома не подают достаточно тепла?
Примечательно, что минувшей зимой чаще всего такие жалобы поступали не со всего города, а преимущественно из вполне определенных районов – ул. Мухачёва, квартала АБ, 1-го военного городка и ул. Набережной.
Гипотезы, которые выдвигали сами жители, были различными – якобы на подкачивающих насосных станциях (ПНС) не поддерживают нужный режим, на магистралях произошла утечка или энергетики «забыли» про дополнительные техусловия при массовом присоединении новых потребителей.
На деле же все было значительно проще. Сработал принцип: если у кого-то убыло – значит, где-то прибыло. То есть объем тепловой энергии, которая подается абонентам ТЭЦ, если не было значительных потерь, должен дойти до конечного потребителя. А вот как он распределится – другой вопрос.
Конечно, разбираться в каждом случае нужно индивидуально, и при изучении ситуации как внутри проблемных домов, так и снаружи, причины выявляют различные – от неверно или не вовремя проведенной регулировки внутридомовых систем до установления повышенного расхода теплоносителя.
Однако чаще всего энергетики сталкиваются с тем, в отдельных районах в концевых домах, то есть тех, которые максимально удалены от теплоисточника, снижение температуры в трубах отопления (что важно, при нормативном потреблении ресурса из сети) вызвано тем, что другие дома, находящиеся на одной ветке с «недогретыми» зданиями, забирают тепла больше, чем им необходимо. Это связано с тем, что такие дома находятся ближе к подкачивающей насосной станции, и вода-теплоноситель сначала идет к ним.
В таких домах «подкручивают вентили, регулируют систему отопления в доме так, что забирают теплоэнергии больше, не думая, что за ними на той же ветке есть другие абоненты, которым, соответственно, тепла достанется меньше.
Поясним. Есть определенные стандарты, исходя из которых теплоисточник – ТЭЦ – отпускает в магистрали воду определенной температуры и затем на пути ее следования к различным домам объектам соцкультбыта и другим зданиям инфраструктура на теплосетях этот температурный график поддерживает. И чтобы система работала без сбоев, сетевая вода определенной температуры должна поступить в отопительную систему дома, а затем вернуться в сеть тоже определенной температуры.
Однако, если в домах, которые стоят поближе к началу этой цепочки, начнут забирать тепла больше, то в домах, стоящих за ними, это сразу почувствуют.
А происходит такое нередко. Например, в прошлом отопительном сезоне 2023/2024 годов теплоэнергетики выписали 324 акта о наличии нарушений. Инспекторы службы измерений, наладки и испытаний установили факты, когда в домах был увеличен диаметр дроссельных устройств. Однако предписания теплоэнергетиков выполняют не всегда, попросту игнорируя требования вернуть положенные параметры, установив сужающие устройства.
При этом в самом таком доме жильцы нередко не понимают, почему у них «топят, как в кочегарке». Выходит, потребители больше платят за отопление, «выпуская» лишнее тепло через открытые окна. В этом случае остается только обращаться в контролирующие органы – жилищную инспекцию, Ростехнадзор и прокуратуру.
К тому же в СГК понимают, что одной констатацией фактов перерасхода ресурса отдельными многоквартирными домами проблему не решить. Поэтому параллельно теплоэнергетики ищут другие варианты технических решений, чтобы в пик морозов обеспечить качественную подачу тепла, где выявлены
проблемы.
Сейчас специалисты анализируют данные от потребителей и смогут оценить, насколько можно сократить расход ресурса при проведении наладочных работ. При этом рассматривается проведение технических мероприятий по изменению параметров подачи ресурса непосредственно в контур самой протяженной городской тепломагистрали № 2.
Комплексный подход к решению проблем, причем при взаимодействии с управляющими организациями, должен улучшить ситуацию.
Наладку сетей должна выполнять теплоснабжающая организация. Не нужно перекладывать свою ответственность на жителей.