Бийская кадетская школа отмечает 20-летие. Ее история начиналась всего с одного класса.
Кадетское образование в Бийске начиналось с одного класса – 1 сентября 1998 года в строй встали 28 мальчишек. «Новобранцы» приняли присягу и получили штандарт – триколор с двуглавым орлом и гербом города. Тогда же ребята впервые примерили форму, которую сейчас знают все бийчане.
Проект придумал командир взвода подполковник Юрий Ермолаев. Черные кители и брюки напоминают суворовские, а фуражки заменили пилотками – их удобнее носить. Чуть позже форму дополнили кадетскими значками, их придумал другой педагог – подполковник Александр Семененко. Остальные детали старались добавлять из армейских обычаев. Так родителям и детям было проще выбирать форму. Ремни, например, не приходилось где-то заказывать, можно было просто купить в военторге.
Основные предметы первоклассники изучали в школе № 1, а после уроков занятия продолжались в доме офицеров (бывшее катехизаторское училище). Появление кадет в Бийске заметили сразу. Мальчишки стали участвовать во всех городских мероприятиях, выезжали на военные сборы.
Как вспоминают педагоги, самым сложным в первые годы было организовать обучение. Обычные школьники не проходят военно-техническую подготовку, этику, психологи, танцы, кадетам же без них не обойтись. Так что преподавателям самостоятельно приходилось писать программы. Позднее эти наработки помогли создавать кадетские классы по всему Алтайскому краю.
Со временем классов становилось больше, так что в 2003 году них появился новый дом – школа № 39. Четыре года спустя она получила статус кадетской школы, а еще через год бийчанам вручили знамя.
Воспитание по уставу
С самого начала подготовкой кадетов на равных занимались учителя и бывшие военные - в каждом классе офицер-воспитатель. Уволившись в запас, они приходили в школу, чтобы работать с молодежью. Так в школе прижились многие армейские порядки: строй, коллектив, единая цель.
Педагог с 40-летним стажем Вера Казанина успела поработать и с «гражданскими», и с кадетскими классами. Учитель русского языка и литературы между ними заметила значительную разницу.
- Кадеты все-таки более дисциплинированные, - отмечает Вера Юрьевна. – По уставу положено соблюдать обязанности, а потом уже говорить о правах. Я считаю, что в нашей школе дети лучше воспитаны. Когда мы куда-то идем, все говорят, что кадеты ведут себя гораздо лучше.
Сейчас преподаватель литературы помогает своим ученикам готовиться к экзаменам – весной ее одиннадцатиклассников ждет выпускной. Эти ребята стали гордостью школы. Они побеждали в олимпиадах и творческих конкурсах, соревнованиях и даже смотрах казачьих хоров. Несколько лет назад Вера Юрьевна стала руководителем первого в истории школы казачьего класса. Учеников в него собирали из всех городских школ. В программе уникального класса был не только кадетский, но и казачий компонент. Ребята учились ездить на лошадях, обращаться с саблями и нагайками.
- Сейчас очень многие интересуются культурой, радуются возрождению казачества, - говорит Владислав Тишков, офицер-воспитатель казачьего класса. – Потом выпускники могут поступить в казачью академию в Омске. Плюс - казаки могут учиться в военных институтах, в частности в институт войск национальной гвардии. В России казачество было предметом гордости.
В настоящее время в школе учится еще один казачий класс – старинные традиции осваивают девятиклассники. В прошлом году ребята участвовали в смотре казачьих классов Сибирского федерального округа. Для этого особенно внимательно стали изучать боевую рубку, стрельбу из лука и фланкировку. После занятий ученики спешат на факультатив – в казачий круг.
Не только уроки
В школе бийские кадеты проводят практически весь день. Бывает, что в расписании у них 8 уроков. Утром – общеобразовательные предметы, вечером – кадетский компонент. Новичков сразу предупреждают, что работать придется много. Зато скучно точно не будут.
В Кадетскую школу Ангелина Ахмедова пришла в пятом классе. Выпускница вспоминает, что с детства мечтала работать в полиции и решила готовиться к будущей профессии. Со временем интересы изменились. Теперь девушка не думает карьере в полиции, ее больше привлекает экономика.
Несмотря на это, о своем выборе Ангелина не жалеет. По ее мнению, школа дает всем ученикам проявить себя. Так Ангелина поняла, что ей нравиться устраивать мероприятия. Ко Дню учителя девушка в компании одноклассников готовила праздник самоуправления. Школьники будут вести уроки вместо своих педагогов, а на переменах проводить турниры по настольному теннису, собирать кубик Рубика на время, утраивать конкурс стенгазет.
- Учеба для меня в приоритете, но без активной деятельности я бы не смогла, - говорит Ангелина. – Бывает, что времени вообще не хватает, но мне это нравится. Мы стали как одна большая семья, хотим постоянно ездить куда-то, общаться. Мы уже договариваемся, как будем общаться в будущем, кто к кому на чай будет приезжать. Думаем, вдруг и наши дети когда-нибудь станут одноклассниками?
Кристина Морозова решила стать кадетом, глядя на брата Антона. Он часто рассказывал сестре о своей учебе, праздниках, зарницах, и даже учил девушку, каким должен быть кадет.
- Он показал мне пример как нужно вести себя в школе: придерживаться устава, быть дисциплинированным и уважать старших, - говорит Кристина.
В первые дни девушка очень волновалась. Вокруг много новых людей, к тому же ей пришлось привыкать к тому, что учителей нужно приветствовать по команде, а по школе ходить строем. Совсем скоро Кристина нашла хороших друзей.
Выпускница уже думает о будущей профессии. За время учебы ее планы не раз менялись. Девушка хотела быть психологом МЧС, военным журналистом. Недавно Кристина поняла, что хочет быть учителем литературы и русского языка, как классный руководитель Вера Юрьевна.
Страницы истории
Каждый год жизни кадетской школы записан в школьном музее. Здесь и основные события, и выдающиеся педагоги, и выпускники – гордость Бийской кадетской школы.
Руководитель музея Валерий Неудахин с радостью расскажет как о возникновении первых кадетских школ (давать детям военное образование придумали в Пруссии), так и о том, как зарубежный опыт переняли в России. Идею привез Петр I, а при Анне Иоанновне в Санкт-Петербурге появился первый кадетский корпус. День его открытия – 17 февраля – стал главным праздником для всех кадетов.
О педагогах Кадетской школы тоже можно долго рассказывать. Подполковник Александр Семененко – трижды орденоносец. Подполковник Андрей Эйсмонт – представитель армейской династии. Его предки воевали на Бородинском поле, отец – в Югославии, а сам он получил орден в Абхазии. Другой потомственный военный, ставший педагогом, Марат Беринг – потомок знаменитого мореплавателя Витуса Беринга.
Место в музее есть и для выпускников школы. Военными, конечно, становятся не все кадеты, но о тех, кто выбрал армейскую карьеру, рассказывают с гордостью. Один из учеников первого набора – кадет Лукьянов поступил в Нахимовское училище и стал подводникам. Школе выпускник передал свою пилотку. «Нырнул в ней в Мурманске и всплыл на Северном полюсе» - рассказывают в музее историю экспоната.
- Мы путаемся внушить детям как себя вести в обществе, как быть достойным, как этому обществу служить, - говорит Валерий Неудахин. – У нас нет задачи, чтобы после окончания школы каждый кадет обязательно должен поступить в военный институт. Даль, который составил словарь, был кадетом. Куприн был кадетом, Мусорский. Главное – стать патриотом и любить Родину. Это мы пытаемся им привить.