Как писатели видели всемирные эпидемии и что представляет большую угрозу человечеству: смертельный вирус или сам человек?
Мы выбрали самые интересные (на наш взгляд) произведения современной (и не очень) литературы, написанные в жанре социальной фантастики, антиутопии и триллера. Еще недавно удаленка, самоизоляция, закрытые парки и торговые центры, пустые улицы городов казались нам лишь атрибутами каких-то фантастических романов. Но, при чтении этих книг вам точно будет казаться, что писатели знают куда больше остальных.
Стивен Кинг «Противостояние» (1978)
Что случилось: пандемия гриппа.
Сюжет. Из секретной лаборатории министерства обороны США в результате трагической случайности вырвался на свободу опаснейший вирус. Последствия оказались катастрофическими - страна почти обезлюдела. Немногие уцелевшие разделились на два лагеря: одни остались верны идеалам прошлого, другие примкнули к загадочному Черному Человеку, который стремился к мировому господству. Так началось противостояние...
Послевкусие. 99% населения Земли выкосил вирус. Оставшиеся жители, у которых есть врожденный иммунитет к мутирующей заразе, разделились на два лагеря. В Лас-Вегасе твердой рукой правит Темный Человек. Поклоняйся, работай, будь полезным и тогда тебя не распнут на кресте. В Боулдере собрались другие — вроде бы добрые (но это не точно), которых во снах призвала к себе матушка Абагейл. Здесь пытаются построить свое общество, не растерять демократию, вернуть электричество и чувство безопасности. Но возможно ли это сделать там, где человек даже после катастрофы склонен к предательству, извращениям и другим слабостям?
Жозе Сарамаго «Слепота» (1995)
Что случилось: неизвестная болезнь, внезапная слепота.
Сюжет. Португальский писатель и нобелевский лауреат Жозе Сарамаго в романе «Слепота» описал эпидемию «белой болезни», охватившей безымянный город. Ее симптомы — появление перед глазами белой пелены, скрывающей события и предметы внешнего мира. Со временем способность видеть теряют все персонажи романа, за исключением жены окулиста (да, автор довольно саркастичен). Впрочем, некоторые увиденные ею сцены настолько неприятны, что их подчас хотелось бы «развидеть» и читателю.
Послевкусие. «Слепота» - это притча, что подчеркивается нарочитым отсутствием в романе имен и названий. И усиливается грубой физиологичностью описаний, вызывающей телесностью образов и сцен. Сарамаго напоминает, что не эпидемии или научные эксперименты угрожают цивилизации, а безразличие. Общество, утратившее способность различать предметы материального мира и различать понятия мира нематериального. Общество, в котором стерлись различия — до степени смешения — между добром и злом, обречено деградировать и исчезнуть.
Яна Вагнер «Вонгозеро» и «Живые люди» (2011)
Что случилось: пандемия гриппа.
Сюжет. Дилогия «Вонгозеро» относится к жанру социальной фантастики. Что может быть привычней для жителя мегаполиса, чем ежегодная эпидемия гриппа? Десятки тысяч заболевших горожан – вполне обычная картина. А если счет идет на сотни тысяч? Если умирает каждый, кто заболеет? Тогда единственной целью незараженной части человечества становится выживание. Жизнь Анны, ее сына-подростка и небольшой группы людей, избежавших воздействия вируса, превращается в непрерывный кошмарный квест, конечная точка которого – Вонгозеро, маленькое озеро в Карелии. Именно там выжившие надеются обрести убежище от эпидемии.
Во втором романе – «Живые» - группа спаслась, но не вся. Люди оказались запертыми в жалкой лачуге посреди острова. Замкнутое пространство, минимум запасов. И природа не спешит помогать человеку. Все обстоятельства против них. Разве стоило преодолевать такое расстояние, чтобы теперь ненавидеть друг друга? До весны еще далеко, а есть почти нечего. А что будет потом? Охота, рыбалка, собирательство? Никто из них, жителей мегаполиса, даже приблизительно не понимает, как этим заниматься.
Послевкусие. Роман Яны Вагнер - идеальное чтение сегодняшнего дня, если хочется пощекотать нервы. В нем все, как теперь в новостях: зима, Россия, обычный, на первый взгляд, грипп, который оказывается не вполне обычным. Режим карантина. Вопрос: сидеть в городе или двинуться в глубинку и там переждать всплеск пандемии? Герои романа предпочитают второе - они едут на Вонгозеро. Но чем дальше они едут, чем интенсивнее бушует вирус, тем более дикими и антицивилизованными становятся отношения между людьми.
По первой книге дилогии не так давно был снят сериал «Эпидемия». Правда, сюжеты книг расходятся с сериалом, поэтому интересно будет и посмотреть, и почитать. Если первая книга – это бесконечный экшн, книга-дорога, где герои не останавливаются ни на секунду, то вторая - «Живые люди» - более философская и постапокалиптическая. Страшнее, на мой взгляд, именно вторая - книга заканчиваются так тоскливо и настолько открыт финал, что мысленно вы будете возвращаться к этому роману и спустя некоторое время после прочтения.
Франк Тилье «Пандемия» (2015)
Что случилось: пандемия гриппа.
Сюжет. Комиссар Франк Шарко, начиная расследование убийства, даже не подозревал, что речь пойдет ни много ни мало о выживании человечества. А начинается все сравнительно безобидно: в заповеднике на севере Франции находят мертвых лебедей, в Париже несколько человек заболевают гриппом. Однако это не обычный осенний всплеск заболевания, служба биологической безопасности Института Пастера утверждает, что речь идет о совершенно новой, более того, искусственно выведенной разновидности вируса. Криминалисты с набережной Орфевр, 36, сбиваются с ног. Эпидемия вот-вот охватит планету, но совершенно непонятно, чей дьявольский план стоит за погибшими птицами и цепочкой странных убийств. Ясно одно: уже запущен обратный отсчет, и для решения загадки остаются дни, часы, минуты…
Послевкусие. Команда Шарко работает на пределе своих сил, но складывается ощущение, что они борются с пресловутым драконом, которому отрубают одну голову, а на ее месте вырастают еще три. Расследование выматывает сыщиков, ведь они не только рискуют собой, но подвергают опасности своих близких, семьи, становясь вероятными переносчиками нового вируса. Все, за что бы не взялись детективы, оставляет их разочарованными и с чувством собственного бессилия: вирус невидим и неподконтролен. Пандемия у Тилье – это не только вирусы, прежде всего это пандемия зла, которое становится все более глобальным, принимает разные ипостаси, проникает во все формы человеческого взаимодействия.
Лучше почитать про "Юстинианову чуму" благо лекций, хроник и все такое - в избытке. Так будет вам и ужас, и триллер и - ЧУМА )))