Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Золотое время советского Бийска: как жил город в конце 70-х годов

Золотое время советского Бийска: как жил город в конце 70-х годов

Рассказываем, что происходило в Бийске и чем жили бийчане в самые спокойные годы СССР – во второй половине 70-х годов.

Год 1976-й

В начале февраля в Бийске проводились сеансы ленинградского гипнотизера Сергея Гутмана. Тогда выступления в так называемом жанре «эстрадного гипноза» были невероятно популярными – бийчане видели такое впервые. Сергей был сыном известного в СССР гипнотизера Григория Гутмана. Как правило, гипнотизер на сеансах работал как с залом, так и с добровольцами на сцене. Например, большой популярностью у публики пользовался эксперимент «каталептический мост», когда человека укладывают на две точки опоры, а гипнотизер вместе с ассистентами становятся ему на грудь и все вместе прыгают, а с человеком ничего не происходит - он даже потом абсолютно ничего не помнит.

В марте в Бийске выступал выдающийся чехословацкий и советский шахматист, международный гроссмейстер Саломон Михайлович Флор. В шахматном клубе спортобщества «Заря» он дал три сеанса одновременной игры.

В мае в Бийске дали старт внедрению бригадного подряда в производственных коллективах города. Инициаторы движения – участники краевого совещания бригадиров хозрасчетных строительных бригад.

 

"Орленок" и "Зарница" - две самые популярные военные игры того времени
"Орленок" и "Зарница" - две самые популярные военные игры того времени
Фото: архив БР

9-12 июня 1976 года в Бийске прошел краевой финал комсомольской военно-спортивной игры «Орленок». В Бийске тогда собрались 35 команд школьников со всего края. Командовал игрой генерал-майор в отставке, Герой Советского Союза Нестор Козин.

Добавим, что эта военно-спортивная игра представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры старшеклассники различных школ соревновались между собой в военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами, участвовали в смотре строя и песни. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР и прекратила свое существование вместе с распадом Советского Союза.

Пионерский лагерь "Республика Гайдара", конец 70-х годов
Пионерский лагерь "Республика Гайдара", конец 70-х годов
Фото: архив БР

16 июня в Бийске был пущен в строй Домостроительный комбинат (ДСК). Комбинат вел строительство кирпичного и панельного жилья в Бийске, Заринске, Горно-Алтайске, Рубцовске, Белокурихе. В Бийске комбинат построил многопрофильную больницу, детскую больницу и поликлинику, четыре школы. Ежегодно ДСК вводил в строй до 150 тысяч квадратных метров жилья. Он прекратил свою работу в 1995 году.

 

В сентябре в городе был открыт плавательный бассейн «Дельфин»:

- Издалека фасад напоминает гигантский аквариум – сплошное стекло. Ванная бассейна сверкает белоснежным кафелем. Шесть 25-метровых дорожек получают в свое распоряжение любители плавания. Две вышки высотой в 3 и 5 метров – для прыжков в воду. «Это лучший бассейн в крае», - говорят тренеры. Мощные фильтры, изготовленные на нашем котельном заводе, позволяют за 10 часов обновить всю воду в бассейне. А температура воды в нем поддерживается такая же, как у берегов Северного Кавказа в «бархатный сезон» - 25-27 градусов, - писал «БР».

Полоса "БР" с репортажем об открытии "Дельфина", 1976 год
Полоса "БР" с репортажем об открытии "Дельфина", 1976 год
Фото: архив БР

Завершалось строительство городской поликлиники № 2 – тогда она называлась поликлиникой Восточного района:

- Рядом со зданием горисполкома за лето появился новый дом из силикатного кирпича фигурной кладки, - писал «БР». – Здесь будет размещаться поликлиника Восточного района. В ней предусмотрено создать все условия для амбулаторного лечения больных: кабинеты врачей, все необходимые лаборатории, процедурные и физиокабинеты. Она будет рассчитана на 1000 посещений в день.

Городская выставка цветов, 1977 год
Городская выставка цветов, 1977 год
Фото: архив БР

Год 1977-й  

Год проходил под девизом «60-летию Великого Октября – достойную встречу».

В январе в Бийске проездом из Горно-Алтайска побывал Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Георгий Гречко.

Коллектив лесоперевалочного комбината в поселке Сорокино получил почетный заказ на изготовление сувениров с олимпийской тематикой к Олимпиаде-80 в Москве.

Бийский маслосыркомбинат освоил технологию нового сырка «Сказка». Его опытные образцы заслужили высокую оценку специалистов и дегустаторов.

- В компоненты сырка «Сказка» входят молочные продукты, какао, сахар, орех. Они придают ему приятный вкус, аромат, намного повышающий содержание и разнообразие витаминов. Первая партия уже изготовлена – это продукция на 10 тысяч тонн, - писал «БР». – Кроме «Сказки» на маслосыркомбинате решено в течение года освоить производство еще двух видов сырков – «Медовый» и «Мятный», которые, по мнению специалистов, должны завоевать популярность у маленьких бийчан.

В июне бийчане активно обсуждали и поддерживали проект новой Конституции СССР. В октябре они одобрили принятие новой Конституции.

В октябре 1977 года в поселке химиков начала работу новая крупная общеобразовательная школа №3.

Школа №3 была одной из самых крупных и новых в поселке химиков
Школа №3 была одной из самых крупных и новых в поселке химиков
Фото: архив БР

21 октября было открыто движение по новому трамвайному маршруту от переулка Линейного до остановки «Южная». Общая протяженность маршрута составила 11 260 метров.

Начальник трамвайного парка Николай Ястребов рассказывал тогда корреспонденту «БР»:

- Открытие новой линии в канун 60-летия Великого Октября имеет огромное значение для нашего города: на 10% увеличится количество трамвайных вагонов на линии, будут созданы хорошие условия для доставки людей из промышленной зоны в район Мочища, ощутимо разгрузится первый маршрут.

Золотое время советского Бийска: как жил город в конце 70-х годов
Золотое время советского Бийска: как жил город в конце 70-х годов
Фото: архив БР

В ноябре в Бийске торжественно открыли Центральный универмаг. Теперь это был «новый универмаг», а тот, что работал в здании пассажа Фирсова в понимании бийчан сразу стал «старым универмагом».

- В канун праздника гостеприимно распахнул двери новый универсальный магазин на улице Ленина. Светлые просторные залы площадью 1750 кв.метров (в старом универмаге – только 1300) радуют глазах, в складах – современное оборудование, есть столовая для работников торговли. Со вкусом выполнена торговая реклама, - писал «БР» 7 ноября 1977 года.

Только в первый месяц ЦУМ ежемесячно продавал товаров на 40-45 тысяч рублей, на прилавках и в отделах располагалось более 3 тысяч наименований ассортимента.

Бийский коммунальный мост, конец 70-х годов
Бийский коммунальный мост, конец 70-х годов
Фото: архив БР

Год 1978-й

По итогам социалистического соревнования за 1977 год Бийск был награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

В июле в Бийске открыли профессионально-техническое училище № 46 – с целью подготовки рабочих для ПО «Сибприбормаш».

В ноябре была сдана в эксплуатацию детская поликлиника № 1 в привокзальном районе.

Золотое время советского Бийска: как жил город в конце 70-х годов
Золотое время советского Бийска: как жил город в конце 70-х годов
Фото: архив БР

В эти годы в Бийске начали строить девятиэтажные дома серии 111-90. Квартиры заметно отличались от привычных всем планировок пятиэтажных «хрущевок». Площадь кухни составляла 7-9 квадратных метров (вместо 5-6), была увеличена ширина коридоров, предусмотрены лоджии глубиной полтора метра, в этих домах были лифты, а отделка производилась современными обоями, полами из утепленного линолеума, в квартирах были кладовки и антресоли.

Бийская свадьба, конец 70-х годов
Бийская свадьба, конец 70-х годов
Фото: архив БР

Год 1979-й

В феврале в городе на бюро горкома КПСС было принято постановление «О подготовке и проведении празднования 270-летия Бийска». Конкретные задачи были поставлены перед трудовыми коллективами, культпросветучреждениями, средствами массовой информации и пропаганды. Это было первое широкое признание Дня города и начало его массового празднования.

27 февраля Бийск получил переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС по итогам работы 1978 года.

В феврале и марте в городе проходили митинги солидарности с народом Вьетнама, против агрессии Китая.

В марте городской радиоузел начал подготовку радиотрансляционных линий для перехода на трехпрограммное вещание.

Первое празднование Дня города Бийска, 1979 год
Первое празднование Дня города Бийска, 1979 год
Фото: архив БР

В мае началось благоустройство улицы Ленина, в том числе строительство бульвара имени Владимира Ленина (ныне Петровского бульвара)

В мае в Бийске гастролировали артисты чехословацкого цирка-шапито «Прага».

В июле 1979 года в Бийске находилась творческая группа киностудии «Мосфильм», работавшая над кинолентой «Крутое поле». Это был фильм о популярных тогда «проблемах деревни». Съемки проходили в районе пригородного совхоза «Заря» Бийского (ныне Зонального) района. Режиссер фильма Леон Сааков. Среди актеров – Нина Меньшикова, Олег Анофриев, Евгений Шутов.

- Я был задействован в массовке на последних кадрах, где вручали каравай нового урожая. Мне было 17 лет, стоял за председателем. Съемки проходили возле пригородного совхоза «Заря» Бийского района. В день нам платили по 5 рублей, хорошие по тем временам деньги, - вспоминает Виктор Бахарев из села Топчиха.

В июле спортколлектив «Восход» олеумного завода совершил мотопробег «Бийск – Шушенское», посвященный 110-летию рождения Ленина. Маршрут проходил через Омскую, Томскую, Новосибирскую области и Красноярский край. Обратный маршрут – через Монгольскую Народную Республику и Чуйский тракт.

Бийский механико-технологический техникум, уроки военного дела, 1979 год
Бийский механико-технологический техникум, уроки военного дела, 1979 год
Фото: архив БР

Бийчанка Наталья Кузьмина стала победителем Всесоюзного конкурса любителей кино, объявленного газетой «Советская культура». Награда – абонементы на посещение просмотров XI Международного Московского кинофестиваля (с оплатой проезда и пребывания в столице).

В сентябре молодой бийский рабочий Василий Зеболов стал первым в городе лауреатом премии Ленинского комсомола в области производства.

 

Что смотрели советские люди в конце 70-х годов

  • Комедия «Ирония судьбы, или с Легким паром» впервые была показана на телеэкранах 1 января 1976 года
  • Комедия «Служебный роман», 1977 год
  • Комедия «Осенний марафон», 1979 год
  • Драма «Неоконченная пьеса для механического пианино», 1976 год
  • Драма «Ключ без права передач», 1976 год
  • Телесериал «Место встречи изменить нельзя», 1979 год
  • Комедия «12 стульев» с Андреем Мироновым, 1976 год
  • Телефильм «Приключения Электроника», 1979 год
  • Комедия «Гараж», 1979 год
  • Комедия «Мимино», 1976 год
  • Мелодрама «Москва слезам не верит», 1979 год
  • Драма «Мой ласковый и нежный зверь», 1978 год

 

 

Комментарии (76)

1000

Авторизоваться:

Не Кондрат Маюнов

Школа № 3 начала работать как и положено с 1 сентября. А 30 августа была линейка.

Не Кондрат Маюнов

Очередная тема для нынешних совкоdрочеров. Реалии кардинально другие. Думаю подобные вещи помнят те кто реально с этим сталкивался: Однажды в наш продуктовый завезли майонез. Я не знала, что это такое, и слово это впервые услышала в магазине. Мне было лет восемь, я пришла за хлебом и молоком, и тут началось столпотворение. Откуда-то набежало очень много женщин. Они казались огромными, они шумно хватали ящички, наполненные маленькими баночками с чем-то белым. Я стояла в растерянности, белое в баночке казалось очень ценным, но я не была уверена, что это нужно покупать без разрешения родителей. Денег было мало, вдруг мама отругает? Решившись, я взяла одну баночку. Стоявшие рядом тетки смеялись, мол, чего всего одну-то? Это было неприятно и странно.

Не Кондрат Маюнов
Оказалось, что покупать было надо. Мама дала мне еще денег и снова отправила в магазин. Но майонеза уже не было. Зато привезли удивительное мыло – длинные ребристые бруски в яркой упаковке. Похоже, богиня Фортуна, о которой я читала в «Мифах Древней Греции и Рима», случайно по слепоте своей забрела в наш магазин. Опять набежала очередь, опять стали толкаться и хватать помногу. Я взяла мыла на все деньги, чтоб уж наверняка. Оно оказалось насыщенного зеленого цвета (чудеса!), мы разрезали каждый брусок на несколько частей, и его хватило надолго. Я ощущала гордость – я тоже добытчица в семье.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
Журнал «Наука и жизнь» 1970-х годов полон советами о том, как самому сделать то, чего нельзя купить в магазине; как продлить жизнь вещей; как починить или применить сломанное. Например, пропитать текстильную часть молнии клеем, чтобы она дольше служила; переделать старую электробритву в вибромассажер; как повесить картину или ковер, не имея дрели; как придать зеркалу опрятный вид, если амальгама стерлась; как собрать из подручных материалов рамку для фотопечати. Огромными тиражами выходили журналы всесоюзного значения и огромного влияния «Работница» (в 1979 году — 13 млн, в 1990 году — 23 млн) и «Крестьянка» (в 1970 году — 6 млн, в 1988 году — 19 млн, в 1990 году — 22 млн). При этом точек контакта читателей с изданиями было существенно больше. Не все имели возможность купить и подписаться, поэтому журналы передавали из рук в руки, переписывали от руки советы, рецепты, переснимали схемы и выкройки.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
В 1979 году «Работница» пишет, что в течение прошлого года советская промышленность недодала 21 млн пар детской обуви. Совсем не выпускается сменная обувь для школьников, в большом дефиците кроссовки, босоножки, девичьи сапожки. В 1979 году в СССР проживало 42 млн семей, в которых были дети младше 18 лет. Вряд ли ситуация была иной в 1977-м, 1976-м и предыдущих годах, а ведь детям нужно было что-то носить. И не только детям. Вот журнал публикует большую статью, посвященную женским чулкам, которых очень мало в продаже, а те, что есть, плохого качества. Подошва у сапог отклеивается на четвертый день, а футболка после первой стирки становится похожа на наволочку. Из других заметок видно, что в магазинах нет элементарного, например прищепок.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
«Нужных размеров обуви не продавали. У меня в детстве нога маленькой была, особенно до школы, когда я пошла, в продаже были только мягкие пинетки, мама где-то чудом раздобыла туфельки. Потом так же урвала мне настоящие кеды и радовалась, что нога у меня долго не растет. Летние босоножки было невозможно достать, хоть тресни». «Я 1977 года рождения из относительно сытого Питера. И помню, как родители стеснялись соседа дяди Васи, который в гастрономе рядом работал. На рынке всякое было, но дорого. Дядя Вася вечно пьян, грязен, но может приличное мясо "достать". Ненавижу это слово до сих пор» «Лето 1988 года, мне восемь лет. У меня есть единственные зеленые босоножки, которые не подходят ни к чему, ни одной зеленой вещи у меня не было. Но носила и не задавала никаких вопросов. Зимние ботинки. Какие же они были плохие! По мокрому снегу пройдешь, сразу промокнут ноги. В школе сменной обуви не было ни у кого. Так и ходишь полдня с мокрыми ногами».
Ответить
Не Кондрат Маюнов
«Мама моя очень любит вспоминать, как она в Москве трусы покупала: себе, бабушке, тётушкам, сёстрам. Пока стояла в очереди, всё поразобрали, остался только 54-й размер. Взяла 54-й на всех - лучше, чем никакой. Можно же и резиночкой подвязать, ну!» «Уфа, 1980 год, в магазинах нина-илья-харитон-ульяна-ярослав, зато есть рынок. На рынке и правда есть все, но только нюанс: кило мяса стоит около семи рублей. Моя мама, молодая специалистка с зарплатой чуть за стольник, на всю свою зарплату могла купить 15 кило мяса. Ни овощей, ни лекарств, ни одежды, на проездной до работы уже не хватило бы. В магазинах цены были ниже, но за эти деньги там была вон та весёлая компания с Ниной во главе» «Из комбижира в магазинах лепили ежиков, утыкивали их спичками и украшали прилавок. До сих пор тех ежей помню».
Ответить
Гражданка Никанорова
Не Кондрат Маюнов, я родилась в 1971 году и хоть убей не помню таких вот черных ужасов, которые ты непонятно откуда накопировал и сюда притащил! И с чего это ты записал (ла) от женского лица? Заспамил комменты не своими воспоминаниями - ради чего, ради хайпа что ли? Ты тут в соседней ветке dрочил на пармезан - так у тебя вместо мозга видимо уже давно каперсы и сальсичча
Ответить
Не Кондрат Маюнов
Гражданка Никанорова, ну что тебе сказать))) очевидно ты своё хрючево жрала из корыта со спецраспределителя))) пока рабочий класс голодал!
Ответить
Гражданка Никанорова
Не Кондрат Маюнов, ты обиделся что ли? народ-то тебя не поддерживает - смотри как надизлайкали тебя, зря старался, копировал, сюда тащил)))) Воспоминания липовые у тебя, собранные с Интернет-помоек, а ты за людей не решай, что им помнить. Сам-то ты спасибо сказать должен СССР, что тебя вырастили, жаль, воспитали плохо, не доработали
Ответить
Инженер
Не Кондрат Маюнов, прикольно наблюдать,когда люди не жившие в 70х годах рассуждают о том времени.
Ответить
Свое мнение
Гражданка Никанорова, а лучше и не скажешь! Это, что-то (сегодня женщина), мягко говоря, нездорово.
Ответить
Гость
Не Кондрат Маюнов, кто голодал то? сейчас бы и рад тот майонез купить, да нет его, в природе не существует. Лучше уж так "голодать", чем пальму кушать.
Ответить
Гость
Гость, это где майонеза нет, из какой тайги пишешь?
Ответить
Шарапов

Хорошую страну прос...пали, дети были нормальными, правильно воспитанными, люди были адекватными. Город развивался. Не было блогеров, телеграмщиков и Инстасамок с надутыми губами. И пусть много чего не было, но продукты были натуральными, а не то, что сейчас - сплошная таблица Менделеева.

Наталья
Шарапов, про детей согласна , учили уважать старших ,помогать друг другу ,не баловали так ,как сейчас. К т руду приучали. Школьники и полы мыли в классах и территорию убирали . И нормально было после школы работать на завод идти . Из класса всего человека два ,три шли в институты. А сейчас считается ,что все должны вышку получить . А потом орут ,что работы достойной нет. А в магазинах не было ничего. И я это прекрасно помню. Мясо покупали на рынке и стоило оно 3.50 и 3.00 рубля. Нас ,школьников ,привели в музей и там была экспозиция нашего мясокомбината . Куча банок с тушёнкой ,ветчиной и паштетами . Первый раз в жизни я это увидела. И ёжиков из жира помню. Помню прекрасно ,что моё первое пальто с маленькой норочкой на воротнике стоило 214 рублей. Это в начале 80 х. Такую зарплату мало кто получал.
Ответить
Гость

АДМИН, забань уже этого дебилоида, пока я на него в суд не подал.

Бывалый

Я родился в 1978 году детство все прошло в СССР, первые трудности пришли после августа 1991, но одно точно знаю люди были добрее, можно было днями на речке пропадать и всё нормально, никаких: птичьего гриппа, короны, интернета, сотовой и никто ни за кого не боялся все было норм Да и тогда слово очень ценилось, за базар с малолетства приучали отвечать. А ща одни балаболы из-за безнаказанности. Как и ты сам НеКонрад Маюнов. Я даже Конрада заваужал, он пургу часто несёт но до такого не додумался.

Дружелюбная собака
Бывалый, и пенопласт делали из молочной пены, можно было детей кормить.
Ответить
Наталья
Бывалый, а я в 77 уже школу окончила. И на выпускной себе платье сама шила. Журнал с выкройкой по почте выписывала. Но босоножки ,правда в магазине купила. А в 81 ом у меня дочь родилась. ,так не было ничего. Женщинам перед декретом давали справки ,по которой они могли купить несколько пелёнок ,распашонок и мыло хозяйственное и детское. А потом масло сливочное ходила получала по 400 гр в месяц на ребёнка ,за деньги . Неплохо жили те ,кто в магазинах работали. Из Средней азии родственники вещи высылали , у них снабжение намного лучше было. И самое интересное ,что в городе было куча заводов и швейная фабрика и мясокомбинат и всё это работало и не в одну смену.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
Наталья, не осмотрительно правдивые посты здесь писать. Совкодрочеры заплюют дизлайками.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
Вот скажи мне бывалый, за каким иксом мне добиваться уважения какого то интернет-хомячка? Кто знает, тот и так с уважением относится!
Ответить
Евгений
Не Кондрат Маюнов, Угомонись истеричка. Хоть бы женщин постеснялся. Ничтожество и тряпка.
Ответить
Коля
Бывалый, как же я с Вами согласна! Родилась в 1977 году, получается Советский союз знала мало, но так хочется вернуть это волшебное время, это доброе время и гораздо справедливое, чем сейчас.
Ответить
Павел

1972 ГОД Мне всего двенадцать лет. Горя я еще не видел. Дымом первых сигарет Пропитался новый свитер. На экране Фантомас С комиссаром бьется лихо. Там стреляют, а у нас Тихо. Не до этого, мы строим Тыщи фабрик и дворцов. Назовет потом "застоем" Это кучка подлецов. На уроках я скучаю И гляжу воронам вслед. Мне всего двенадцать лет. Счастья я не замечаю. Николай Зиновьев

Бийчанин

Помню как в начале 70-х в магазинах лежали шоколадки стопками в виде спирали. К концу 70-х в бийских магазинах их уже не было. Хоть Бийск и так не снабжали как например Кузбасс, но дефицит в городе потихоньку начался в конце 70-х. А дальше дефицит шел только по нарастающей, вплоть до конца 1991 года. Когда разговариваешь с ровесниками жившими например в Кузбассе, то у них воспоминания о совке самые хорошие, потому что их снабжали как Москву. Но коренные бийчане знают как здесь жилось в советское время. Поэтому полностью согласен с Не Кондратом Маюновым. И спорить могут только те, кто не жил в Бийске в то время.

Пакуда Живой

Трудящиеся в те годы жили скромно, но не в нищете. Фонд общественного потребления был развит не в пример нынешнему. Однако ничего подобного путинским выплатам матерям не было и школяры питались в школах за свои деньги, выдаваемые им родителями. Вообще большинство народа старалось наедаться впрок в общественных столовых(в частности на предприятиях), благо что мясные блюда стоили недорого. Периодически конечно и в магазинах кое-что путное из харчей и барахла появлялось, но тут же исчезало. Страна тогда от пятилетки к пятилетке накапливала экономический потенциал. Сейчас наоборот стагнация, годовой прирост лежачей экономики эрэфии составляет 1-2%, но зато в магазинах избыток всевозможных харчей и барахла.

Гость
Пакуда Живой, это так, но избыток этот мнимый. Покупательная способность населения не ахти какая, вот вам и изобилие.
Ответить
Так думаю
Пакуда Живой, избыток не харчей и барахла, а барахловых харчей, я бы сказала. Ходишь от полки к полке, чего только нету, но не лежит душа - прекрасно понимаю, ИЗ ЧЕГО сделана бОльшая часть этого изобилия. А мерять советское время только дефицитом, ей-Богу, смешно. Были прекрасные вещи, ценность которых уже почти забыта - понятия "хорошо" и "плохо", уважение к учителю, стройотряды, песни под гитару во дворе, мальчишки на турниках, а не в смартфонах, девчонки без надутых губ и "набитых" бровей, которые с энтузиазмом учились и строили семьи "с одной табуретки". В нынешнем времени тоже есть хорошие моменты, но поливать грязью советское время неправильно.
Ответить
Наталья
Так думаю, сейчас надутые губы ,а в моё время юбки короткие ,что наклоняться нельзя. Да не главное это всё. И уважение к учителям -это родители должны воспитывать и не от времени это зависит. И прям уж писать ,что волшебное время было ,это неправда. А вот кстати шоколадки и конфеты шоколадные были в магазинах. Только денег купить их не было у большинства. Мне на обеды давали деньги ,а я 100 грамм конфет на эти деньги покупала. Золотой ключик магазин был на Турусова. И кстати ,семья у меня была благополучная .родители всегда работали. А вот шоколадки по большим праздникам могли позволить ребёнку. Сравните как сейчас ,не один ребёнок без вкусняшки из магазина не выходит . А ещё статья за тунеядство была .Вот не думаю ,что это кому нибудь бы понравилось.
Ответить
Бийчанин
Наталья, конфеты и шоколадки с полок магазинов исчезали плавно. Не все сразу пропадало. Сначала хорошие конфеты стали дефицитом, потом постепенно другие шоколадные исчезли. К началу 90-х помню только "дунькину радость" (дешевые круглые конфеты) в полиэтиленовых мешочках, и жесткие ириски. Кстати, недавно мне один человек, который работал на производстве этих ирисок, объяснил почему они были жесткие. Оказывается в состав должно было входить сгущенное молоко, но оно просто разворовывалось. Еще в 80-е в Бийске исчезло сахарное печенье, мы его из Барнаула привозили. В бийских магазинах были лишь галеты.
Ответить
Степа

Жалко, что одни и те же фотки кочуют со страницы на страницу... Неужели так мало фотографий сохранилось с тех лет?

Гость

Как же насрано у т.н. "старшего поколения" в головах. Хвалят совок, но при этом хейтят путинские времена (тот же совок, только без дефицита). И еще требуют к себе какого-то уважения от молодых. Клоуны.

Евгений
Гость, Убери оскорбления и расшифруй про "насранность", в чем она заключается? Сможешь?
Ответить
Не Кондрат Маюнов

Местные совкоdрочеры страдают так называемым синдромом "эффект Манделы" Точно также, они не видят сегодняшних реалий и верят Кисель ТВ. В данном случае реальные воспоминания о советском быте, подменены о счастливом босоногом детстве, о юности и.т.д. Тогда и морковка и колбаса вкуснее была. Все те кто сейчас орёт на каждом углу про ГОСТовские продукты, отродясь не читали этих ГОСТов. Может кто то хоть вспомнит у кого какая бытовая техника была? Сколько каналов по ТВ показывали? А это единственный источник информации на тот момент. Какую одежду и обувь носили? Как часто ели фрукты и овощи?))) Много чего можно было еще написать, но нет смысла в этом... у некоторых совок из головы до сих пор не выветрился))))

Свое мнение
Не Кондрат Маюнов, все видел (видела), везде была (был)... Одно не понятно, зачем столько злости и агрессии прикладываете при навязывании своего взгляда на прошлое. Да нормально, что такие разные люди. Учитесь вести дискуссию, ваша полемика уже не интересна.
Ответить
Гость
Не Кондрат Маюнов, одно радует - через 10-15 лет они либо сдохнут, либо станут совсем никому не интересны.
Ответить
Гость
Не Кондрат Маюнов, Истеричка, сказал "А" говори и "Б", будь последователен))) СССР был самой читающей страной мира. Это факт. В СССР была реальная бесплатная медицина, бесплатное образование, спорт высших мировых достижений, много чего. А ты, убогая шавка, кроме колбасы не купленной ничего не можешь вспомнить)))
Ответить
Гость
Гость, Ты о себе во множественном числе пишешь, вшивик?
Ответить
Сергей
Гость, Мне 56-ть, и через 10-15 лет я буду еще здоровее Вас. И я точно могу сказать - в советское время человек бы постеснялся бы так высказываться, как Вы. И еще - голодных точно не было. и люди были добрее и всегда готовы помочь. а сейчас только почасовая оплата помощи приветствуется. А ваш единомышленник НеКонрад простой интернет тролль . Лет этак 25-30-ти. Скорее всего, сочувствующий г-ну Навальному (не господину,нет).
Ответить
Евгений
Гость, Ты о чем, безымянный герой? Расскажи, если не боишься.
Ответить
Гость
Сергей, тебе-то чем господин Навальный насолил? Хосспади, вот оно во всей красе, савеццкое образование и интеллигентность. В ответ на просто перечисление неоспоримых фактов Некондратом наблюдается массовый подрыв жоп совкодрочеров. Как вы не понимаете, что все ваши положительные воспоминания о совке связаны ТОЛЬКО с тем, что вы просто были моложе и здоровее, чем сейчас? А если вас каким-то чудесным образом прямо сейчас перенести в те времена, вы в ужасе сбежите обратно через несколько часов. И тем не менее, я обожаю совкодрочеров, вы неиссякаемый источник смеха. Вот написал савеццкий человек, как плохо сейчас и как классно было тогда и пошел себе в магазин выбирать из 40 видов сыра один, да расплачиваться смартфоном на кассе и не видит в этом никакого противоречия своей идеологии. Ну разве это не прекрасно?
Ответить
Евгений
Гость, Ты хоть и сменил "окрас", но тебя за версту видно Не кондрат. Да были моложе. И были другие ценности и понятия. И идеология была. И куча недостатков и лишений.И не забывай, что это государство жило больше 70 лет. И погибло это государство во многом благодаря таким как ты. Живи со своим мнением и дай другим возможность высказывать свое. Что тебя так гнетет? Непонятно. Взрослый ущербный человечек.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
Гость, 20:12, 26.02.2021 ты типичный пример тупого совкоdрочера... давай по порядку разберём твой пост. 1. СССР был самой читающей страной мира. Ты откуда взял эту статистику? Где она была опубликована? Миф о "самой читающей нации" родился из-за банального подсчёта погонных метров напечатанных текстов и тонн изданных книг — именно количественными, а не качественными отчётами хвасталась советская власть. При этом действительно качественной литературы издавалось очень мало и составляла она не более 1-2% от макулатурных тонн. Думаю кто реально что то помнит, то и помнит дефицит и полное отсутствие нормальных книг, а не полное собрание В.Ленина))). 2 Бесплатное образование)) 1940 по 1954 год обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах и в вузах в СССР было платным! Кроме того сколько нужно было дать на лапу что бы поступить в ВУЗ знал каждый. Так что как бы ты не надрывал свой пердак за совок, факты очевидны)). Про остальное тупому совку как ты, лень что то объяснять))).
Ответить
Гость
Евгений, я был бы очень счастлив и горд, если бы это государство развалилось благодаря таким, как я, но увы..Оно само себя развалило, когда стало понятно, что коммунизм невозможен. Кстати, вас не смущает тот маленький факт, что нигде - ни в одной стране мира, где пробовали строить коммунизм - он не получился?
Ответить
Гость
Гость, дада, мы все это помним, самой читающей, самой образованной...а потом дружно понес деньги в МММ и заряжать воду у телевизоров. А в наши дни - так же дружно голосует за "стабильность" и читает Яндекс Дзен. Как же так вышло?
Ответить
Не Кондрат Маюнов
Евгений, ты это государство первый же продал за джинсы и жвачку. И какова тогда цена этого государства?))) Кстати все эти совкоdрочеры которые и надрывают здесь пердаки сделали тоже самое. Месяц назад, когда Навальный предлагал выйти против грабежа народа, в городе вышла горстка людей. Остальные язык в одно место засунули))) Это вы все здесь диванные воины, а по жизни вы все ничтожество)))
Ответить
Гость
Не Кондрат Маюнов, Тебе уподобляться хамить не буду, не надейся. По пунктам. 1) Про читающую страну. Врешь беспробудно. Все дети СССР (почти) были записаны в библиотеки, где брали книги. А читальные залы? А как изучали классиков в школвх!!! Книг было полно прекрасных и разных. 2) Про образование. До 1954г. не знаю, не буду уточнять. А после 1954г. до 1991г. СССР уже не существовал? Поступали на бесплатное в ВУЗы все кто имел знания. Опять сплошная ложь. Зачем ты этим занимаешься?
Ответить
Не Кондрат Маюнов
Гость, где посмотреть эту статистику? Простой вопрос где?)))
Ответить
Евгений
Не кондрат и гость -у вас типичная психология мелких лавочников. Есть подержанная машина и деньги на колбасу, значит жизнь удалась и в стране все хорошо. Поэтому навальный - кумир. Объяснять вам и подобным что то про идеологию и ценности - пустое. Вы типичные предатели, власовцы. Ну живите с этим. Слава богу, что вас абсолютное меньшинство.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
Гость, посмотри книжные полки в любом бабушатнике и ты увидишь, что это просто макулатура, жвачка для ума. Вот примерный список типичной советской домашней библиотеки — я не сильно ошибусь, если скажу, что он охватывает примерно 90% наполнения книжных шакфов: 1. Бесконечные ряды мертвых классиков. "Безопасные" книги, описывающие быт и устройство России XIX века. Читай и радуйся, что в советской стране живешь. К тому времени, как книги попадали в руки читателей, проблемы, описанные в этой литературе, чаще всего давно выдохлись и испарились. 2. Советская художественная литература "профессиональных писателей", вроде Гайдара или Льва Кассиля. Рассказы и повести средненького качества, прославляющие советскую власть. Сюда же можно отнести совесткие говнодетективы вроде "Погоня за призраком" или романы Юлиана Семенова и прочую военно-политическую нудятину.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
3. Переводная литература. Главным образом, древние романы западных маргиналов-леваков, описывающих жизнь всяких бомжей и отребья — героями книг были какие-то бесконечные уличные музыканты, нищие и обитатели ночлежек. В СССР это подавалось под соусом "борьбы народа за свои права", при этом никто не издавал и не переводил литературу, описывающую настоящую жизнь "там". 4. Книги-мемуары советских партийных деятелей, вроде "Малой земли" Брежнева. Бредовая писанина, умирающая вместе со своим создателем. Еще сюда можно отнести книги из всяких пропагандистских издательств ("библиотека агитатора") вроде "Крах операции "Полония", рассказывающей о крахе антисоветского мятежа в процветающей советской Польше. 5. Немного сказок народов мира и несколько научных изданий вроде "справочника водителя грузового автомобиля с газовым генератором". В принципе, это единственное, что можно было читать, но общей картины оно не улучшало и никаких новых знаний о жизни не давало. Вот это и есть библиотека)))
Ответить
Гость
Гость, библиотеки есть и сейчас. А еще сейчас есть Флибуста и прочие ресурсы, делающие эти самые библиотеки нахрен не нужными.
Ответить
Евгений
Не Кондрат Маюнов, А что ты имеешь против классиков? А кто у тебя "кумиры"? Акунин или Пелевин? Назови пару пЕйсателей своих для информации, прошу.
Ответить
Гость
Евгений, я не Некондрат, но отвечу. Подавляющее большинство так называемых "классиков" - бездарные графоманы, неспешно размазывающие по сотням страниц давно неактуальные проблемы и мысли. Их не просто бесполезно, но еще и очень вредно читать, особенно, детям.
Ответить
Евгений
Не Кондрат Маюнов, Слушай, чем больше с тобой общаюсь, тем смешней. Я думал ты троллишь, а у тебя реально все "запущено". Прямо паталогическое ожесточение к прошлому и не приятие других мнений. Сразу начинаешь хамить и обзываться как школьник. Дискутировать с тобой нереально.
Ответить
Евгений
Гость, А судьи кто? Это твое личное частное мнение маленького человека. Ты проживешь свою жизнь и уйдешь в мир иной, а классиков читали читают и будут читать еще много поколений людей. Усекаешь?
Ответить
Гость
Евгений, нет, чем дальше - тем меньше их будут читать. Да и много ли поколений читало их по своей воле, а не по указке Мариванны?
Ответить
Гость
Не Кондрат Маюнов, литература как раз была качественной. Печатали прекрасные произведения, замечательных авторов. Сейчас дети отупевают от Гарри Поттера. Такое впечатление, что кроме него ничего не знают.
Ответить
Наталья

Люди ,но почему нельзя общаться без оскорблений ? Но что это за слово совко......чел? А я нормально пользуюсь бесплатной медициной . Кучу обследований прошла в Мать и дитя. А мне вот ещё интересно ,я не утверждаю плохо это .или хорошо ,но в советское время было очень мало магазинов и аптек . Вот в несколько десятков раз меньше. И ничего ,как то жили и очередей в аптеках не помню. А может зря мы столько лекарств съедаем ?

Не Кондрат Маюнов

Ну что же, всем спасибо! Повеселили))) Совок не истребим!!! Хотя я и не сомневался в этом! Радует только одно, когда общаешься с молодыми людьми после примерно 1997 года рождения, то понимаешь что для них совок и прочие атрибуты той жизни совершенно не знакомы и не интересны. И на вопрос кто такой Ленин они пожимают плечами)))

Гость
Не Кондрат Маюнов, тут не соглашусь. В Европе, особенно на Балканах, сейчас очень популярны левые движения среди молодежи. Вряд ли это далеко зайдет, но тенденция наметилась.
Ответить
Владимир
Не Кондрат Маюнов, Зато они в большинстве своем знают только путина и через 20-30 лет также будут кричать, что в молодости вода мокрее была, женщины моложе, и т.д. и т.п. И скупая слеза будет катиться, и губы дрожать от обиды, как и у сегодняшних ватников, увы...
Ответить
Гость
Владимир, ну хоть кто-то понял как работает память.
Ответить
Александр

Помню в ДК химиков слушал Ободзинского. На стадионе Прогресс зимой смотрел гонки на мотоциклах по льду. А а городе часто гастролировали гипнотизёры цыганский ансамбль и цирк лилипутов. А ещё ходил на все спектакли в драмтеатр, потому что нас заставляли покупать их абонементы.

Александр др

Насчет бесплатной медицины в СССР можно согласиться, но в качестве далеко не всегда было хорошо. Особенно стоматология в Бийске, все рассыпалось в ближайшие месяцы после пломбировки. Дефицит определённых видов продуктов безусловно был в начале 80-х. Сгущенное молоко, шоколад, колбаса в 2 раза дороже в коопторгах, там же ананасы кстати свободно продавались одно время, и больше никаких фруктов вокруг не было

Александр др

В Бийских школах и окрестных пионерских лагерях все было довольно убого в 80-х. Формализм, штампы, обшарпанный спортивный инветарь. Конкурсы песни и строя, пришкольные лагеря, уборки урожая осенью с низкой эффективностью сбора- многое оставалось на полях зимовать, капусту с треском забрасывали по гиперболе в кузов грузовиков, аналогично кто-то и арбузы. Говорят в 60-х, 70-х веселее жили.

Гость
Александр др, да в 80-х от школы мы ездили убирать морковку. Ездили со своими ведрами. Вытаскивали из земли, отрывали ботву, складывали в ведра. Потом ссыпали из ведер в большие кучи. Только потом узнали, что эти кучи так никто и не вывез. Они перезимовали и сгнили. А весной трактор эту гниль просто разровнял в поле.
Ответить
Гость

Не конрад, я лично считаю советское время - золотое. Мы сами не понимали, как нам повезло жить в то время. Не то, что сейчас, на выживание.

Не Кондрат Маюнов
Гость, вот твоё высказывание тоже соответствует среднестатистическому совкоdрочеру. За всю свою жизнь в совке, ты так и не научился критически мыслить, самостоятельно принимать решение да и много чего. Ты не готов к нормальной жизни в современных реалиях. За тебя всегда, в той жизни, кто то да принимал решение, то пионервожатый, то комсорг, то парторг, то профорг. Ты не готов жить самостоятельно!!! Ты сейчас сидишь перед монитором размазывая сопли и наdрачиваешь тупые комменты ностальгируя по тому времени, вместо того что бы научится чему то новому или заняться каким то интересным делом.
Ответить
Гость
Гость, золотое, если ты из детей партноменклатуры. Если же нет - извини, твой удел - жрать кильку в томате и подтухшие овощи. Ну, то есть, один в один, как сейчас. Так что вам не нравится-то?
Ответить
Гость
Не Кондрат Маюнов, Поспал, покушал и снова к монитору "поливать" несогласных))))
Ответить
Слово с буквой d
Гость, небольшое уточнение - наdрачивать для поливания помоями. Это упоительное для данного хама слово определяет весь ход его мыслей.
Ответить
Евгений Анатольевич

Для примирения. Советская эпоха - это часть нашей истории, в которой было много хорошего, было и плохое. Сейчас -тоже самое. Есть и положительное, но много и отрицательного. Вон, к примеру, читаю: к 8 Марту продавцы цветов планируют поднять ценник на 35%. И ничего, приходится жить с этим. Давайте уважать всю историю страны, а не отдельные периоды. Будем терпимее к друг другу.

Гость
Евгений Анатольевич, да мы уж примерились давно, еще задолго до того как ВВП сказал, что пересмотра итогов прихватизации не будет.
Ответить
тот кто **** Конрада

Всем понятно что Конрад это конченый чмошник!)?